Скамейка под названием «Ты и Я» или «Любовь в воздухе». Скамейка «Глобус» или скамейка «Удача». Может показаться, что странные скамейки с именами существуют на страницах какого-нибудь фантастического романа. Однако они совершенно реальны. Всего таких суперскамеек 1 075, и стоят они в самых изысканных уголках славного города Цюриха.
[an error occurred while processing this directive]
Пару лет тому назад в крупных городах Швейцарии была проведена необычная акция, обозначившая полную смычку между городом и деревней. То, о чем в свое время мечтали руководители советского государства, наконец свершилось, правда, в насквозь капиталистической стране. Пластиковые коровы с разрисованными боками символизировали проникновение деревни в городскую жизнь и городского образа жизни в деревню. Корову, в качестве связующего звена, выбрали не случайно. Это животное - неофициальный символ страны. Основные продукты питания швейцарцам дает корова. Она одевает и обувает. Все проникнуты к ней настолько теплыми чувствами, что женщину на улице можно запросто назвать "коровой" или "телкой", а она воспримет это как комплимент. Манекены коров стояли и в Цюрихе.
Об этом банковском городе наша программа уже как-то рассказывала. Здесь мы обнаружили массу любопытных мест, связанных не только с историей Швейцарии, но и с нашей историей. В прошлом году к внушительному списку достопримечательностей добавилось еще 1 075 объектов. Все лето туристические компании предлагали индивидуальные, семейные и групповые туры с посещением наиболее интересных экземпляров. Большая группа скульпторов, художников, графиков, декораторов и дизайнеров трудилась над созданием новых и переделкой старых скамеек. Их установили на тротуарах, в наиболее часто посещаемых местах, в парках, на улицах и площадях, на остановках трамваев - везде, где наблюдаются скопления народа.
Все лето жители имели возможность совершенно бесплатно наслаждаться произведениями современного искусства. Ради столь необычного способа знакомства с городом и его обитателями в Цюрих ехали со всего мира. В рекламном проспекте говорилось, что "шансов близко познакомиться с человеком, сидящим на такой живописной скамейке, гораздо больше, чем если бы вы искали встречи в театрах и консерваториях". Помимо чисто декоративной функции установка необычных скамеек оказалась довольно выгодным коммерческим предприятием. Среди спонсоров акции были замечены: два крупных банка, один - очень крупный, два торговых центра, управление недвижимостью Цюриха, городское транспортное предприятие, федеральное управление по охране окружающей среды, несколько магазинов одежды, два крупных промышленных предприятия. В число меценатов вошла даже Международная федерация футбола ФИФА.
Почти все предприятия заплатили в городской бюджет по 10 тысяч франков, а некоторые для продвижения своей марки не пожалели и пятидесяти. Согласитесь, что объем продаж или оборот от скамеечной рекламы вряд ли увеличится. Но перед художниками никто не ставил задачу поярче раскрасить заготовку и приклеить к ней логотип фирмы. Заказчики не имели ничего против, так сказать, образности. Они безоговорочно соглашались с подчас необычным видением творца. В некоторых случаях за пояснением необходимо было обращаться к табличке, помещенной у основания каждой работы. На ней помимо мецената указывались автор композиции, имя скамейки и собственник. Из надписи становилось понятно, что именно хотел сказать художник. Например, скамейка "От всего сердца", "Ты и я". Есть скамейки - "катастрофы" и скамейки - "глобусы" от хорошо известной у нас фирмы, производящей украшения из горного хрусталя. Но все же преобладали интимная тематика и романтические настроения: "Любовь в воздухе", "Ожидание".
Цюрих - город состоятельных людей, финансовая столица мира. Миллионеров здесь больше, чем простых смертных со средним достатком. Поэтому среди счастливых обладателей скамеек много, говоря бухгалтерским языком, физических лиц. Согласитесь, что удивить коллег-банкиров дорогим автомобилем вряд ли удастся. А вот похвастаться персональной скамейкой - совсем иное дело. Успех среди сослуживцев гарантирован. После этого никто не посмеет назвать вас заурядным, неинтересным человеком.
Кстати, о банках. Скамеечная акция прошла под девизом "Цюрих-банкштадт". Это игра слов. "Банк" по-немецки - "скамейка" и собственно "банк" - место хранения денег. Таким образом, выражение "Цюрих-банкштадт" можно перевести как "Цюрих - город банков" и "Цюрих - город скамеек". Как ни странно, у акции были противники. Они считали, что яркие объекты не впишутся в общую картину монументальных улиц и зданий. Большинство же сочло мероприятие полезным для утверждения позитивного образа города. Власти показали всему миру, что серьезный Цюрих умеет улыбаться, что он открыт для людей и, что сюда стоит приезжать снова и снова. К тому же художники, которых здесь, наверное, столько же, сколько миллионеров, заработали приличные деньги.
Воодушевленные примером Цюриха, жители кантона Ури провели похожую акцию. Вместо скамеек авторы расписали медведей. Цветных животных разместили в городе Андерматт, символом которого испокон веков был медведь с крестом. На табличке, составленной от имени самого медведя, можно прочесть название работы, фамилию "моего, - как'[an error occurred while processing this directive]' пишет медведь, - крестного отца", то есть заказчика, а также имя художника, "который расписал мою шкуру". Андерматт окружен Альпами, поэтому в работах старались полнее выразить горную тематику. Здесь чаще других встречались медведи-"альпинисты" и "горнолыжники". Не устаешь удивляться фантазии художников, создавших "медведя в отпуске", "альпийского стрелка" и "большую медведицу". Мы попытались представить себе нечто похожее на улицах российских городов, но не смогли. Чтобы акция состоялась у нас, пришлось бы использовать не пластик с фанерой, а антивандальные материалы. Хотя и это вряд ли бы помогло.
Швейцарцы - удивительные мастера организовывать и украшать пространство вокруг себя. Пожалуй, нет другого народа, который бы так страстно любил и ценил красоту. Не случайно именно Швейцарию считают мировым центром дизайна. Это рай для художников всех направлений, ведь каждый второй гражданин страны активно покупает предметы современного искусства.