[an error occurred while processing this directive]
Россия | Истории | Новости | Фотографии | Юмор | Анекдоты

Зимний дворец

Среди многочисленных грандиозных сооружений Санкт-Петербурга дворцы, безусловно, занимают первое место — как по красоте архитектуры, так и по богатству и пышности декоративных украшений. И самым величественным из них является Зимний дворец, колоссальное здание которого имеет вид чрезвычайно торжественный и по праву считается одним из архитектурных шедевров.


Автор: Надежда Грода

Статья: Зимний дворец

Сайт: Контора Кука

[an error occurred while processing this directive]
Первый Зимний дворец был построен в 1710—1711 годы и представлял собой небольшое двухэтажное здание с черепичной кровлей. Он оказался тесным уже через десять лет, и тогда построили второй Зимний дворец, трехэтажный — на том месте, где сейчас находится Эрмитажный театр. Через пять лет дворец был значительно расширен – к нему пристроили два крыла, а затем и вовсе присоединили несколько соседних особняков.

Ныне существующий Зимний дворец начал возводиться в 1754 году по проекту архитектора Растрелли и своими размерами и вели-колепием отделки затмил все прежние. Дворец был задуман и построен в виде замкнутого четырехугольника с обширным внутренним двором. На втором этаже дворца размещались парадные залы и жилые покои членов императорской семьи, первый этаж занимали хозяйственные и служебные помещения, а на верхнем этаже располагались в основном квартиры придворных.

Из внутренних помещений дворца, созданных Растрелли, барочный вид сохранила только великолепная Иорданская лестница — поистине царская, и частично Придворный собор. В 1837 году в Зимнем дворце случился большой пожар, почти полностью уничтоживший его великолепную отделку - на месте пышной царской резиденции остались только обгоревшие кирпичные стены да часть сводчатых перекрытий над подвалами и первым этажом. К счастью, удалось спасти все произведения изобразительного искусства, мебель, утварь и другое ценное имущество.

Работы по восстановлению интерьера дворца продолжались почти два года – кое-что было сделано в прежнем виде, но, в основном, дворец был оформлен уже с стиле классицизма. Особой красотой отличается созданный уже после пожара Малахитовый зал Зимнего дворца – по белым стенам, поднимаясь с белых мраморных подножий, стройно высятся малахитовые колонны и пилястры с золотыми базами и капителями, между ними, на коротких стенах, находятся малахитовые камины с золотыми дверями по бокам.

С особой тщательностью был восстановлен Петровский зал, весьма необычный по форме - прямоугольный в своей главной части, он завершался полукруглой нишей с приподнятой площадкой, на которой возвышался трон. Ниша, как и сами стены зала, была обтянута красным бархатом с золочеными русскими гербами. Из центра крестового свода спускалась изящная люстра, которую дополняли настенные бра и два больших канделябра, установленных на пьедесталах по сторонам ниши. В центре продольных стен зала и под сводами были написаны картины, изображающие Петра I во время баталий под Полтавой и Лесной.

Особой торжественностью и строгой роскошью отличается Георгиевский зал – "Большой тронный зал" Зимнего дворца, место проведения всех особо важных церемоний. Огромный зал, площадью 800 кв.м., весь облицован массивными плитками из итальянского мрамора, потолок богато украшен как бы лепкой, в действительности же представляющей собой накладное бронзовое литье, тщательно прочеканенное и позолоченное. Богатым узорам потолка соответствует и прекрасный паркетный пол, выложенный из 16 пород дерева фигурной мозаикой и покрытый резным рисунком. Над тронным местом в стену был вделан огромный барельеф, изображающий Георгия Победоносца в образе всадника-воина в шлеме, поражающего копьем дракона. Стена за троном затянута бархатным малиновым полем, на котором золотом был вышит громадных двуглавый императорский орел, а вокруг него — гербы царств и владений, наименования которых входили в императорский герб.

Еще одно знаменитое помещение Зимнего дворца - «Военная галерея», включающая более 300 портретов участников Отечественной войны 1812 года. В мире существуют две портретные галереи, посвященные разгрому Наполеону: вторая - «Зал памяти битвы при Ватерлоо» находится в Виндзорском замке. Длительное время Зимний дворец был резиденцией российских императоров, но после убийства террористами Александра II император Александр III перенес свою резиденцию в Гатчину. В Зимнем дворце стали проводиться лишь особо торжественные церемонии, и только в 1894 году, когда на престол вступил Николай II, императорская фамилия вернулась в Зимний дворец. В связи с этим бывшие покои императора Николая I были заново отделаны — уже в стиле модерн.
В особых комнатах Зимнего дворца в свое время Екатерина II устраивает «Эрмитаж», что означает по-французски «уединенный уголок», «приют отшельника» - такие уединенные покои имелись во всех садах, дворцах и парках XVIII века и предназначались для отдыха в интимном кругу титулованных особ. Императрица приказала собрать лучшие художественные произведения из многочисленных загородных дворцов, а также отправила в большие европейские города особых агентов, которые на аукционах приобретали все, что можно было найти лучшего по части живописи, ваяния, нумизматики, археологии и пр.

Официальной датой основания Эрмитажа принято считать 1764 год, когда в Петербург прибыла первая крупная партия картин западноевропейских художников - коллекция берлинского купца Гоцковского, состоящая из 225 полотен. Постепенно Екатерина II увеличивала свой «пустынный уголок» и собирала в него всевозможные сокровища — картины, камеи, медали, составила в нем прекрасную библиотеку. Особой ее любовью пользовались камеи и к концу XVIII века в Эрмитаже находилось уже свыше 10 тысяч гемм. Размах приобретений царицы был настолько велик, что она сама в шутку называла его «обжорством» и «камейной болезнью».
Самой знаменитой камеей Эрмитажа является, конечно же, Камея Гонзага работы неизвестного мастера. Создана камея в III веке до н.э. в Александрии. На ней изображены профили Птолемея Филадельфа, правителя эллинистического Египта, и его жены Арсинои. Высота камеи — 15,7 сантиметра, ширина — 11,8 сантиметра, высота рельефа — 3 сантиметра. Таких крупных камей в мире насчитывается всего несколько штук. Она вырезана из трехслойного агата, который древние называли «сардониксом». Первые упоминания об этой камее относятся к XVI веку, когда она принадлежала Изабелле д'Эсте, супруге правителя итальянского города Мантуи герцога Людовика Гонзага (отсюда и название камеи). На протяжении веков камея путешествовала из страны в страну, из рук в руки. В 1814 году камеей владела Жозефина Богарнэ, первая жена Наполеона Бонапарта, она и подарила в Париже Александру I этот резной камень. Государь передал Камею Гонзага в Эрмитаж.
Эрмитаж - продолжение Зимнего дворца - состоял из трех зданий, соединенных между собой галереями на арках. Первое из этих зданий – небольшой павильон, ближний к Зимнему дворцу, был построен архитектором Ламоттом в 1765 году. Вскоре «Эрмитажный павильон» уже не мог вместить все коллекции, и архитектор Фельтен присоединил к нему в 1775 году новое трехэтажное здание. Нижний этаж этого здания со времен царствования Николая I служил залом заседаний Государственного Совета. В двух других этажах расположились картинная галерея, а также коллекции камей, медалей, драгоценных камней, эстампы, собрание минералов.

Третье здание, воздвигнутое в 1788 году архитектором Кваренги, с двумя первыми соединено сводом, перекинутым через Зимнюю канавку, вытекающую из реки Мойки. В нем располагался Эрмитажный театр.
В настоящее время большая часть экспозиции размещена в Зимнем дворце. Эрмитаж с самого начала был типичным музеем закрытого типа, совершенно недоступным для широкой публики. Сама Екатерина II в письме о приобретении коллекции резного камня писала: "Всем этим любуются только мыши и я". Для публики Эрмитаж стал доступен только в 1852 году, когда Николай I торжественно открыл "Императорский Музеум" — но и тогда количество билетов было очень ограничено, а для их получения иногда надо было писать специальное прошение.

В 1772 году в семнадцати деревянных ящиках на судне «Ласточка» прибыл в Кронштадт драгоценный груз, который отправил из Франции знаменитый философ-просветитель Дени Дидро. Сам страстный любитель искусства, он закупал для русской императрицы картины - так в Эрмитаже появились "Даная" и "Святое семейство" Рембрандта, "Мадонна с безбородым Иосифом" Рафаэля, "Юдифь" Джорджоне, портреты кисти Ван Дейка, "Даная" Тициана, другие полотна великих мастеров. По повелению Екатерины II была приобретена и библиотека Вольтера, вскоре после смерти философа. Она состояла из 6800 томов, в том числе в ней было 37 рукописей.
В настоящее время коллекция Эрмитажа насчитывает около 3 миллионов произведений искусств и предметов старины. Отдел истории первобытной культуры включает несколько коллекций древнего золота, имеющих мировое значение - скифскую, сарматскую, сибирскую, ранних кочевников Алтая. Археологические материалы, составляющие его фонды, начали собирать еще при Петре I. Тогда в Сибири, в надмогильных курганах были сделаны первые находки, относящиеся к I тысячелетию до н.э. Большая их часть погибла, переплавленная кладоискателями в слитки. Однако довольно значительную часть золотых изделий приобрел уральский горнозаводчик А.Н. Демидов и в 1715 году преподнес их в подарок новорожденному царевичу Алексею "на зубок". Петр заинтересовался находками и в дальнейшем велел собирать "старые вещи" и делать чертежи, "как, что найдут".

Отдел культуры и искусства античного мира насчитывает более 120 тысяч памятников. Мировое значение имеет собрание античных ваз - их (вместе с фрагментами) около 15 000 и собрание римских портретов, второе по величине в мире.
Начало коллекции также было положено еще при Петре I: в 1718 году при раскопках в окрестностях Рима была найдена мраморная скульптура богини любви и красоты Венеры. Ее сейчас же купил Юрий Кологривов, который был послан в Италию, чтобы наблюдать за обучавшимися там русскими художниками. Однако римский папа запретил иностранцам вывозить из страны произведения древних мастеров. И тогда для переговоров в Италию выехал русский дипломат Савва Рагузинский, но первоначальные переговоры не дали никаких результатов. Вскоре посол Петра I предложил католической церкви мощи святой Бригитты в обмен на скульптуру языческой богини. Римский папа оказался в весьма затруднительном положении, но в конце концов ему ничего не оставалось делать, как подарить Петру I статую Венеры в благодарность за терпимое отношение к католикам. Чарующая своей вечно юной красотой, мраморная богиня впоследствии была выставлена в Таврическом саду, отчего и получила название Венеры Таврической.
Среди сокровищ Эрмитажа находится и самая большая в мире ваза. Мастера Колыванской гранильной фабрики работали над ней в течение четырнадцати лет, выдалбливая и вырезая ее из гигантской глыбы яшмы – одного из наиболее твердых цветных камней. Высота Колыванской вазы больше 2,5 метров, а размер овальной чаши — 5х3,25 метра, но смотри'[an error occurred while processing this directive]'тся она удивительно легкой и изящной, несмотря на колоссальный вес в 19 тонн.

В отделе нумизматики хранится более миллиона денежных знаков, художественных и наградных медалей, орденов, печатей. Большую часть коллекции составляют монеты – только русских здесь насчитывается около 250 тысяч.

Отдел западноевропейского искусства включает собрания изделий из металла и эмали, резной кости и бронзы, серебра и фарфора. Здесь находится одна из крупнейших коллекций художественного оружия, более 2000 скульптур, в том числе работы Микеланджело, Бернини, Фальконе. Собрание живописных полотен насчитывает около 8 тысяч картин западноевропейских художников. В настоящее время Эрмитаж располагает одной из богатейших коллекций произведений Рембрандта, в которую входят 24 картины, почти все офорты и несколько рисунков великого художника. В отдельном зале собраны и произведения Рубенса. В будущем планируется дальнейшее расширение Эрмитажа за счет передачи ему соседних зданий.
Зимний дворец
Зимний дворец
Иорданская лестница
Иорданская лестница
Малахитовый зал
Малахитовый зал
Петровский (Малый тронный) зал
Петровский (Малый тронный) зал
Зал Юпитера в Новом Эрмитаже
Зал Юпитера в Новом Эрмитаже
Зал Юпитера в Новом Эрмитаже
Зал Юпитера в Новом Эрмитаже
Камея Гонзага
Камея Гонзага
Двенадцатиколонный зал в Новом Эрмитаже
Двенадцатиколонный зал в Новом Эрмитаже

Вам так же может быть интересно:


[an error occurred while processing this directive]\n[an error occurred while processing this directive]