Россия | Истории | Новости | Фотографии | Юмор | Анекдоты

Троице-Сергиева лавра

Тро́ице-Се́ргиева Ла́вра, в церковной литературе обычно Свято-Тро́ицкая Се́ргиева Ла́вра — крупнейший православный мужской ставропигиальный монастырь России (РПЦ), расположенный в центре города Сергиев Посад Московской области, на реке Кончуре́. Основан в 1337 году преподобным Сергием Радонежским.


Статья: Троице-Сергиева лавра

Сайт: Википедия

С 1688 года Патриаршая ставропигия. 8 июля 1742 года императорским указом Елизаветы Петровны монастырю был присвоен статус и наименование лавры; 22 июня 1744 последовал указ Святейшего Синода архимандриту Арсению о именовании Троице-Сергиева монастыря лаврою. Была закрыта 20 апреля 1920 года Декретом Совета Народных Комиссаров «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой Лавры»; возобновлена весной 1946 года.

В Средние века, в отдельные моменты истории, играл заметную роль в политической жизни Северо-Восточной Руси; был опорой московских правителей. Согласно принятой церковной историографии, принимал участие в борьбе против татаро-монгольского ига; противодействовал сторонникам правительства Лжедмитрия II в Смутное время (См. Троицкая осада).
История монастыря до 1744 года
В 1337 году Сергий Радонежский основал небольшой общежительный монастырь с деревянным храмом во имя Святой Троицы близ Хотькова, на холме Маковец (храм был освящён в 1340 году):3. В 1355 году в монастыре был введён новый, общежитийный устав. Территория монастыря была разделена на три части — жилую, общественную и оборонительную; игуменом монастыря поначалу был игумен Митрофан, постригший Сергия в монахи. После смерти Митрофана, игуменом монастыря стал преподобный Сергий Радонежский. План монастыря, установленный тогда, в общих чертах дошёл до наших дней (прямоугольный внутренний двор с церковью и трапезной, окружённый с четырёх сторон кельями). Вскоре Троицкий монастырь стал духовным центром московских земель, поддержкой московских князей.

Здесь в 1380 году отец Сергий благословил войско князя Дмитрия Ивановича, отправлявшегося на сражение с Мамаем. 8 сентября 1380 года во время Куликовской битвы на поле боя вышли монах и богатырь Троицкого монастыря — Пересвет и Ослябя. В 1392 году преподобный Сергий преставился, а основанный им монастырь на протяжении нескольких столетий являлся культурным и религиозным центром Российского государства:5 (в монастыре составлялись летописи, переписывались рукописи, писались иконы; в XV веке здесь было создано «Житие преподобного Сергия Радонежского», один из крупнейших памятников старорусской литературы, ценнейший исторический документ).

В 1408 году монастырь был разграблен и сожжён татарским ханом Едигеем:4, но следующие 200 лет его истории прошли почти безоблачно. Монастырь отстраивался, развивался, стал одной из главных российских святынь. В 1422 году на месте деревянной церкви игуменом Никоном был заложен главный храм обители — Троицкий собор, построенный силами сербских монахов из Косово, нашедших прибежище в монастыре после битвы на Косовом Поле; позднее за монастырём закрепилось название «Троице-Сергиева Лавра». При строительстве собора были обретены мощи преподобного Сергия. В росписи храма участвовали выдающиеся иконописцы Андрей Рублёв и Даниил Чёрный, для иконостаса собора была написана знаменитая «Троица».

В 1446 году в монастыре Дмитрий Шемяка захватил в плен московского князя Василия II.

В 1550-х годах Троицкий монастырь был обнесён белокаменной стеной (длиной 1284 метра, с 12-ю башнями); в 1561 году он получил статус архимандрии.

В 1585 году был построен Успенский собор, после этого в 1585-1586 годах по велению царской четы были проведены широкие художественные работы. Это было связано с тем, что у царя Фёдора Иоанновича и царицы Ирины Феодоровны Годуновой не было детей, хотя венчание состоялось в 1580 году. Это был не единичный случай — дорогими подарками были одарены знаменитые монастыри и храмы государства «в моление» о чадородии. В Успенском монастыре был устроен придел Феодора Стратилата и святой великомученицы Ирины, которые являлись тезоименитыми святыми царской четы.
В Смутное время монастырь, выдержав 16-месячную осаду польско-литовских интервентов под предводительством Сапеги и А. Лисовского:5, стал одним из оплотов Второго ополчения Минина и Пожарского; большой вклад в дело освобождения внесли архимандрит Дионисий и келарь Авраамий Палицын, помогавшие Ополчению крупными пожертвованиями и поддерживавшие дух войска.

Последний раз монастырь видел под своими стенами врага в 1618 году, в ходе похода на Москву польского королевича Владислава.

Монастырю благоволили русские цари; они регулярно совершали паломничества к святым местам Троице-Сергия («Троицкий ход»); в монастыре был крещён Иван Грозный. В 1682 году, во время Стрелецкого бунта, монастырь послужил убежищем для царевны Софьи Алексеевны, царевичей Ивана и Петра:6. В 1689 году в монастыре укрывался спасшийся из Москвы бегством Пётр I; при нём в обители появилась великолепная барочная трапезная с храмом преподобного Сергия Радонежского:6. Именно в Троице-Сергиевом монастыре произошла расправа над сторонниками Софьи; отсюда уже единовластным правителем Пётр уехал в Москву. В 1738 году поменялась система управления монастырём: он стал подчиняться Духовному совету. 1 октября 1742 года по указу императрицы Елизаветы Петровны в Троице-Сергиевом монастыре была открыта духовная семинария (позднее, в 1814 году, в монастырь была переведена Московская Духовная академия, одно из крупнейших религиозных учебных заведений России). Вскоре (в 1744 году) Троице-Сергиев монастырь был удостоен почётного титула лавры; главой Лавры утверждался Митрополит Московский.

Расцвет Лавры
В XVIII—XIX веках Троице-Сергиева Лавра являлась одним из богатейших монастырей России, входила в число самых крупных землевладельцев (в 1763 году, в преддверии крупной конфискации церковных земель, Лавре принадлежало более 100 тысяч душ крестьян). Активная торговля (зерновыми, солью, предметами быта) способствовала приумножению богатств монастыря; его финансовое положение в XVII—XVIII вв. отличалось большой прочностью; велики были пожертвования в пользу русской армии (в 1812-м году — около 70 тысяч рублей:7), ополчения (см. Дионисий Радонежский). К началу XX века во ведении Лавры находились типография (в ней печатались произведения философов, священнослужителей — П. А. Флоренского, Климента Охридского и других), две гостиницы (на территории Посада), мастерские (производство игрушек, подсвечников, крестов и т. п., резьба по дереву), лавки, конные дворы. В 1910-е годы в Лавре жило более 400 монахов. К Троице-Сергиевой Лавре были приписаны некоторые малые монастыри и скиты.

Святыни монастыря: мощи преподобного Сергия Радонежского (в Троицком соборе), мощи Никона, Сергия (Михея) Радонежских, св. Серапиона Новгородского, митрополита Иоасафа, архимандрита Дионисия, преподобного Максима Грека, икона Святой Живоначальной Троицы работы Андрея Рублёва:7 (ныне в Третьяковской галерее, Москва) — привлекали тысячи паломников со всех концов России.

В Лавре захоронены представители знатных русских домов: Бельские, Воротынские, Глинские, Оболенские, Одоевские и другие; деятели Смуты: князь Дмитрий Трубецкой и Прокопий Ляпунов, князь Андрей Радонежский, представители фамилии Годуновых; многие московские и иные архиереи: Макарий (Булгаков), Макарий (Невский), Сергий (Голубцов), Патриархи Алексий I и Пимен. Многочисленные сокровища хранятся в ризнице — это уникальные предметы декоративно-прикладного искусства, подношения царей и богатых людей монастырю. Значительным фондом рукописей обладает лаврская библиотека — здесь хранятся и русские летописи, и рукописные книги XV—XVII веков, и уникальные образцы русских раннепечатных книг (на 1908 год — около 10 000), исторические документы:211-223.

Наиболее известными настоятелями Лавры в XIX веке были митрополит Платон (Левшин), ведший активное строительство, святитель Филарет, переписывавшийся с А. С. Пушкиным и основавший близ Лавры Гефсиманский скит, и святитель Иннокентий (Вениаминов), бывший первым православным епископом Америки.

История Лавры в XX веке
В первые годы XX века на территории монастыря продолжалось строительство, сооружались новые кельи и корпуса, хозяйственные сооружения, торговые ряды; в 1905 году была организована лаврская типография.

1918 год стал началом трудного периода в истории Лавры. По утверждении 20 января (по ст. ст.) 1918 года СНК РСФСР Декрета Об отделении церкви от государства и школы от церкви, Лавра, как и иные монастыри в России, находящиеся на территории, контролируемой большевиками, была юридически обращена в трудовую артель, однако монашеская жизнь продолжалась явочным порядком до 21 октября 1919 года, когда монахи были переселены в Черниговский и Гефсиманский скиты. 10 ноября 1919 года президиум исполкома Сергиевского уезда принял решение о закрытии Лавры ввиду острой нехватки помещений для больниц, школ, детских учреждений. В марте 1919 года была распущена Московская Духовная академия, а её помещения были отданы электротехническим курсам; 11 апреля были вскрыты мощи преподобного Сергия. 20 апреля 1920 года, несмотря на ряд посланий Патриарха Тихона председателю Совнаркома В. И. Ульянову (Ленину) с просьбой об отмене распоряжения о закрытии Лавры, вышло постановление СНК «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой Лавры». Троицкий собор был закрыт немедленно, а братия была выселена и нашла себе место в трудовых коммунах; последнее богослужение в Троицком соборе было совершено 31 мая 1920 года. В том же 1920 году на территории Лавры был организован историко-архитектурный музей. В 1929 году были закрыты последние скиты близ Лавры и сброшены лаврские колокола. На территории Лавры до 1953 года находился Загорский учительский институт.

Реставрация Лавры

К концу 1930-х годов памятники Лавры были основательно порушены, частично перестроены и приспособлены под жильё и другие не свойственные им хозяйственные нужды.

Первая комиссия по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры была создана ещё в 1918 году, однако проходившие под её наблюдением реставрационные работы были не систематическими, не существовало единого проекта реставрации. Инициатором и организатором планомерных реставрационно-восстановительных работ стал директор Загорского историко-художественного музея С. А. Будаев, заказчиком — Загорский музей, в 1938 году был приглашён молодой архитектор И. В. Трофимов. Ему было поручено, в развитие декрета 1920 года, подписанного Лениным, об обращении ансамбля Троице-Сергиевой Лавры в музей, подготовить обоснованный доклад в Совнарком РСФСР о выделении средств на научную реставрацию памятников этого историко-художественного ансамбля. В последующие два года он подготовил справку об историко-художественном значении архитектурного ансамбля Лавры и программу его научной реставрации, генеральный план реставрационно-восстановительных работ, дефектные акты, описи работ и сметы по пятнадцати объектам. На основании этих материалов 1 февраля 1940 года было принято постановление Совнаркома, по которому весь комплекс памятников Троице-Сергиевой Лавры в черте крепостных стен объявлялся Загорским государственным историко-художественным музеем-заповедником. И. В. Трофимов был назначен научным руководителем и главным архитектором этих работ. Для их производства был организован специальный научно-производственный строительный участок и создан Учёный совет, утверждённый Государственным комитетом по делам искусств; на проведение запланированных работ правительством была выделена сумма в 6 млн рублей. Председателем совета был назначен архитектор академик И. В. Рыльский, учёным секретарём — В. П. Зубов, представителем от заказчика, Загорского музея, — архитектор М. Т. Виноградов. В совет входили архитектор академик И. В. Жолтовский; инженер П. В. Щусев; археолог доктор исторических наук А. В. Арциховский; историк С. В. Бахрушин. В разное время в качестве консультантов приглашались академики А. В. Щусев и И. Э. Грабарь, с 1940 года осуществлявший наблюдение за реставрацией живописи; генерал-лейтенант, Герой Советского Союза Д. М. Карбышев; эксперты по прикладному искусству и живописи Н. Н. Соболев, Д. И. Киплик, Ф. Я. Мишуков; историки —А. Г. Новицкий и А. Г. Габричевский. Рабочих-реставраторов не хватало, и в 1945 году было открыто художественно-ремесленное училище с трёхлетней программой обучения, готовившее белокаменщиков, лепщиков, плотников и других мастеров реставрационных работ.

Ансамбль Троице‑Сергиевой Лавры складывался на протяжении четырёх столетий, с XV по XVIII век включительно, и вместе с развитием ансамбля менялся и облик его отдельных сооружений. Задачей реставратора было найти художественный оптимум для каждого памятника, то есть момент его наивысшего художественного расцвета — по этой причине началу работ не предшествовало создание проектной документации, в ходе создания проекта проводились натурные раскрытия. Цель реставрации состояла не в том, чтобы вернуть ансамбль к какому‑то определённому «оптимальному году», а, напротив, показать его как интеграцию или синтез всего художественного развития.

В работе И. В. Трофимова принимал большое участие отец, художник В. П. Трофимов. Живописные полотна Викентия Павловича «Трапезная Троице-Сергиевой Лавры», «Вид с колокольни Троице-Сергиевой Лавры», «В бывшей Троице-Сергиевой Лавре» и другие дают возможность увидеть памятники непосредственно после восстановления.

Несмотря на многочисленные трудности военного и послевоенного времени, удалось ликвидировать аварийное состояние ряда памятников, выполнить капитальную реставрацию Больничных палат с церковью Зосимы и Савватия Соловецких XVII в., церкви Сошествия Святого духа XV в., белокаменного цоколя Колокольни, восточной части гульбища Трапезной конца XVII в., Митрополичьих покоев, частично Царских чертогов и значительных участков крепостных стен и башен. Особенно значительные работы были проведены по Больничным палатам, застроенным новыми сооружениями и буквально возвращённым из небытия (однако разборка трапезной XVII—XVIII веков, пристроенной к церкви Зосимы и Савватия, была признана недостаточно обоснованной). В то время это были крупнейшие в СССР реставрационно‑восстановительные работы. Вокруг стен монастыря была организована 30-метровая запретная для строительства охранная зона.

После 1950 года реставрационные работы, проводившиеся в основном по памятникам, переданным Московской Патриархии, стал вести бывший студент‑практикант И. В. Трофимова В. И. Балдин, в 1963 году совместно с А. Г. Устиновым предложивший комплексный проект рестараврации ансамбля лавры. В ходе рестараврации в 1956—1959 годах все здания и сооружения монастыря были освобождены от занимавших их посторонних учреждений. К 1970 году основной объём реставрационных работ был выполнен. Результаты проведённой Балдиным реставрации были оценены неоднозначно, в частности, И. В. Трофимов отмечал принципиальные ошибки и ущерб, нанесённый отдельным зданиям и всему ансамблю Троице-Сергиевой Лавры в целом[19]. Реставрация продолжались и в 1970-е годы — ряд объектов был воссоздан под руководством архитекторов Ю. Д. Беляева и Ю. Н. Шахова.

В 1993 году архитектурный ансамбль лавры вошёл в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Религиозная жизнь
Начало возрождения монашеской жизни Лавры относится к началу 1946 года. Патриарх Алексий I стал настоятелем, первым наместником по открытии был архимандрит Гурий (Егоров). Троице-Сергиева лавра оставалась основным местопребыванием патриархов до 1983 года, когда резиденция была переведена в московский Данилов монастырь.

В воспоминаниях архиепископа Ярославского и Ростовского Михея (Хархарова) указано, что главу преподобного Сергия Радонежского, сокрытую на период закрытия Лавры, вернул к его мощам схиархимандрит Иларион (Удодов), который хранил ее в период с 1941 по 1945 год в алтаре церкви Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове.

Мощи преподобного Сергия были переданы наместнику по акту вечером 20 апреля 1946 года и перенесены в Успенский собор, возвращённый в том же году Патриархии. Первая литургия была совершена в Успенском соборе в ночь на Пасху, 21 апреля 1946 года. В воспоминаниях одного из очевидцев возрождения Лавры, протодиакона Сергия Боскина встречается много упоминаний об отце Иларионе, возглавившем вместе с архимандритом Гурием первые богослужения после 26-летнего отсутствия в обители монашеской жизни. По свидетельству протоиерея Владимира Жаворонкова, первый богослужебный возглас после открытия Лавры был сделан отцом Иларионом.

В августе 1946 года наместником стал архимандрит Иоанн (Разумов).

21 ноября 1946 года Патриарх Алексий I освятил заново трапезный храм прп. Сергия Радонежского, бывший закрытым для богослужения с 1921 года.

В конце 1946 года Лавра была показана сыну президента США Франклина Рузвельта — Эллиотту Рузвельту (Elliott Roosevelt) с супругой, которых встречал наместник архимандрит Иоанн с братией. В последующие годы до распада СССР подобные демонстрации свободы религии в СССР стали обычной практикой.

В 1949 году в стенах Лавры возобновила деятельность Духовная академия, воссозданная в 1946 году).

15 ноября 1959 года Патриархом Алексием I был благословлён новый Устав Троице-Сергиевой Лавры. В Лавре проходили Поместные Соборы РПЦ 1971, 1988, 1990 годов.

Архитектура
Многочисленные архитектурные сооружения Троице-Сергиевой Лавры выстроены лучшими зодчими страны в XV—XIX вв. Ансамбль монастыря включает более 50 зданий различного назначения.

Самое раннее:31-32 сооружение в монастыре — четырёхстолпный крестово-купольный Троицкий собор из белого камня, построенный в 1422—1423 годах на месте деревянного одноименного храма; один из немногих сохранившихся образцов московского белокаменного зодчества XIV—XV веков. Вокруг Троицкого собора постепенно сформировался архитектурный ансамбль Лавры. Построен преемником основателя монастыря Никоном «в честь и похвалу» преподобному Сергию Радонежскому, а заложен в год прославления последнего во святых. Над иконостасом собора работали знаменитые русские иконописцы Андрей Рублёв и Даниил Чёрный:32; для этого иконостаса была написана Рублёвым икона «Святая Троица». Примечательно живописное многоярусное завершение собора. С юга к Троицкому собору примыкает Никоновская церковь (1552). К западной половине южной стены собора, на месте, где, по преданию, была келия преподобного Сергия, присторена Серапионовская палатка (нынешняя — постройки 1783 года) — над мощами Новгородского архиепископа Серапиона, скончавшегося в монастыре; здесь также погребены митрополит Иоасаф (Скрипицын) и Дионисий Радонежский († 1633) .
Второй по возрасту лаврский храм:34 — Духовский (или храм Сошествия Святого Духа на Апостолов) — воздвигнут в 1476 году. По свидетельствам московских летописцев, храм был возведен зодчими из Пскова. Завершается он невысокой синекупольной колокольней (тип храма — «иже под колоколы»).
Крупнейшее сооружение монастыря — Успенский собор — воздвигнуто 1559—1585 по образцу Успенского собора Московского Кремля. Широкие работы по обустройству церкви выполнены по велению царской четы — царя Феодора Иоанновича и царицы Ирины Феодоровны Годуновой. Они были проведены в 1585-1586 годах, в этот момент был устроен придел Феодора Стратилата и святой великомученицы Ирины, которые являлись тезоименитыми святыми царской четы. В работе над иконостасом принимал участие Симон Ушаков, фрески выполнены в 1684 Дмитрием Григорьевым и другими.

К северо-западному краю собора примыкают могилы Бориса Годунова и его семьи, над которыми в 1780 была сооружена шатровая палатка (не сохранилась). С юго-западной стороны к Успенскому собору примыкает так называемая Надкладезная часовня, сооружённая в нарышкинском стиле (конец XVII в.).

Вблизи западной стены Лавры располагаются казначейские и больничные палаты, последние — с церковью соловецких Зосимы и Савватия — единственным шатровым храмом монастыря. За храмом — Крепостная и Келарская палаты (XVI—XVII вв.).

С восточный стороны, за святыми вратами, над широким арочным проёмом, служащим продолжением торжественного входа в монастырь, — пятиглавая надвратная церковь Иоанна Предтечи (1693—1699) строгановского направления стиля московского барокко; построена на средства купцов Строгановых на месте старой надвратной церкви во имя Сергия Радонежского.

Одна из архитектурных доминант — монастырская трапезная с церковью Сергия Радонежского (построена в 1686—1692) в южной части Лавры — почитается одним из лучших образцов московского барокко. Росписи внутри трапезной относятся к XIX веку. Резной позолоченный иконостас (XVII) в Сергиевской церкви был поставлен в 1948 году, из разрушенного московского храма Николы «Большой Крест», что у Ильинских ворот. В 1956 году в трапезной палате освящены приделы: северный — в честь святителя Иоасафа Белгородского и южный — в честь преподобного Серафима Саровского.

Царские чертоги у северной стены Лавры служили покоями, в которых жил царь Алексей Михайлович во время своих приездов в монастырь. К XVII веку также относятся братские кельи на юго-востоке монастыря (1640, Предтеченский и Варваринский корпуса) и Экономический корпус.

Ряд интересных сооружений создан на территории Лавры и в XVIII: небольшая Михеевская церковь рядом с трапезной, выросшая в 1734 над местом погребения Михея Радонежского; восьмигранная барочная Смоленская церковь (церковь Одигитрии), построенная, вероятно, архитектором Ухтомским в 1746—1748 на средства графа А. Г. Разумовского (предание связывало её постройку с тайным браком императрицы Елизаветы Петровны с последним), обладает четырьмя широкими каменными лестницами, расположенными по периметру, и каменными балюстрадами. Поставленный после возобновления Лавры иконостас в Смоленской церкви — из уничтоженной московской церкви Параскевы Пятницы, что на Пятницкой улице.

Трёхэтажные Митрополичьи покои, бывшие резиденцией московских архиереев (XVI—XVII вв., полностью перестроены в 1778).

Пятиярусная Лаврская колокольня (1741—1770 арх. Д. В. Ухтомский, И. Ф. Мичурин), считается[29] одним из лучших памятников русской архитектуры XVIII в. Высота колокольни — 88 м. К началу XX в. звонница лавры насчитывала 42 колокола, но бо́льшая их часть была разбита в 1929—1930 годах. В 2002—2004 годах были отлиты и подняты на колокольню новые колокола, в их числе Царь-колокол весом 72 т.

Рядом с колокольней — обелиск, установленный в 1792 в память о славных делах и событиях, бывших в обители.

С конца XIX века и в течение 20 лет архитектором Лавры был А. А. Латков.

Им построены многочисленные здания: Странноприимный дом Лавры (1892), Больничный корпус (1890-е годы, ныне используется в качестве помещения Московской Духовной академии), а также Фабрика игрушек (Больница для заразных), (1894—1896), кузница конного двора (1890-е годы), жилой дом (Арендный дом Лавры) (1910—1914), торговые ряды Лавры (1902), торговые лавки Лавры (1894, 1906), Пафнутьев сад Лавры (нач. XX века).

В конце XIX века на территории Лавры были построены корпуса Московской Духовной академии с академическим Покровским храмом (1870) и Церковно-археологическим кабинетом.

В конце 1980-х был построен новый актовый зал Академии и новый спальный корпус.

Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры находится под охраной ЮНЕСКО.

Учебные заведения на территории монастыря

С 1742 года на территории монастыря действовала духовная семинария.

В 1814 году на базе московской Славяно-греко-латинской академии открылась Московская духовная акад'
'емия, которая разместилась в здании «царских чертогов». В числе слушателей академии нужно отметить известных философов В. С. Соловьёва и П. А. Флоренского.

Современная жизнь обители

Братия Лавры насчитывает около 200 монахов. В их числе духовник Лавры архимандрит Кирилл (Павлов).

Наместник Лавры — с 30 ноября 1988 года Феогност (Гузиков), ныне архиепископ Сергиево-Посадский, викарий Московской епархии, назначенный Указом священно-архимандрита Лавры Патриарха Пимена (Извекова) и сменивший архимандрита Алексия (Кутепова). Согласно Уставу Русской православной церкви, священно-архимандритом Троице-Сергиевой Лавры является Патриарх Московский и всея Руси.

Коллегиальный орган управления — Духовный собор Лавры (с 1897).

В монастыре также действует православное издательство (Патриарший издательско-полиграфический центр Свято-Троицкой Сергиевой Лавры) и паломнический центр, регулярно проводятся экскурсии для посетителей.







Вам так же может быть интересно:


\n