У них кучи денег, и они готовы их тратить и веселиться до изнеможения - до изнеможения всех остальных. Так стоят ли их деньги тех проблем, которые они приносят?
В ночном клубе "Коко", одном из самых модных злачных заведений швейцарского горнолыжного курорта Вербье, наступает утро - а шампанское все еще течет рекой. В отдельном кабинете, где шторы сделаны из меха, а стены оклеены золотыми листьями, как раз заказывают за девять тысяч долларов фирменный коктейль клуба - "Коко Шале" из шампанского с коньяком, который подают в огромной ледяной скульптуре. Другая лыжная команда забронировала столики сразу на семь дней своего пребывания, на каждый вечер заказав по двадцать бутылок шампанского "Кристаль". Счет на 150 тысяч долларов оплачен вперед.
[an error occurred while processing this directive]
Откуда же берутся такие во всех смыслах дорогие клиенты? Ясное дело, это русские.
- "Коко" - тот же московский клуб, только дресс-код не такой строгий и фейс-контроль не такой жесткий, - говорит Роман, 32-летний московский банкир, ездивший отдыхать в Вербье в январе. - Европейцы нас любят. Да и куда им деваться без наших денег?
Истина в его словах, безусловно, есть. В Европе русских есть кому любить. Но в некоторых местах запас гостеприимства уже начинает иссякать. В прошлом году владельцы 16 из 20 четырех- и пятизвездочных гостиниц австрийского горнолыжного курорта Китцбюль проголосовали за то, чтобы ограничить число клиентов из России 10% от общего числа гостей, находящихся в данный момент в гостинице. То же самое происходит и в Санкт-Морице: менеджеры "Гранд-Отеля Кемпински", где за апартаменты берут до 8 тысяч долларов в день, не принимают заказы от больших групп гостей из России сразу на этаж или часть этажа. Представитель гостиницы объясняет, что администрация "старается сохранить "старые деньги" - людей, являющихся нашими клиентами уже сотню лет, - при этом смешивая их с "новыми деньгами" из России".
Однако явлению, которое редакция стильного журнала Monocle уже окрестила новой "войной холодных взглядов" (против русских), есть и другое, менее дипломатичное, объяснение. Европейцы просто не хотят, чтобы их любимые курорты превратились в очередную игрушку русских олигархов, зачастую вульгарных и невоспитанных.
Во многом такую репутацию русским - заслуживают они того или нет - создал город Куршевель. С 2000 по 2007 год в новогодние праздники и православное Рождество на этот французский курорт высадился десант из в общей сложности 20 тысяч русских. Веселье внезапно прекратилось в прошлом году при участии французской полиции, арестовавшей миллиардера Михаила Прохорова. Его подозревали в организации международной проституции. Через некоторое время его пришлось отпустить, но имидж русских за границей уже успел серьезно пострадать.
Но в то же время не надо забывать, что западноевропейцы уже многие века всех богатых иностранцев называют грубыми и вульгарными.
- Слава богу, у нас здесь нет этих русских, - говорит бармен на горном курорте Кортина д'Ампеццо (Cortina d'Ampezzo) в Италии. - У нас только наши старые респектабельные клиенты.
Правда, в следующей фразе он уже на одном дыхании перечисляет все дома, которые скупили русские на Форте-дей-Майми, на Сардинии и в других курортных местах.
Правда есть правда - на любой модный отель, отваживающий от себя русских, найдется как минимум один такой же, активно окучивающий их - и неважно, как они там себя ведут. Например, в Шамони владельцы "Гранд-Отеля-дез-Альп" в прошлом сезоне взяли на работу русских администраторов и напечатали все меню на русском языке. В Колорадо на курорте Аспен народ вообще в восторге - недавно местная The Denver Post вышла с огромными заголовками: "Богатые русские идут! В Аспене и Вейле высаживается десант, на который не хватит всей роскоши Колорадо!" За последние три года количество русских гостей, приезжающих отдыхать в Колорадо, увеличилось втрое; недавно российский миллиардер, владелец футбольного клуба "Челси" Роман Абрамович купил за 12 миллионов долларов роскошный замок рядом с Аспеном.
- Мы всех приветствуем с распростертыми объятиями, - говорит директор отдела продаж компании Vail Resorts Боб Стинчкомб. - Работать на рынке, где о ценах разговор не заходит практически никогда, просто здорово.
Ради русских туристов не олигархического сословия лезут из кожи вон турецкие курорты. Во-первых, Турция близко к России; во-вторых, там недорого; и, в-третьих, - и это на самом деле '[an error occurred while processing this directive]'главное - турки дают возможность любому, кто приезжает в страну, купить визу прямо на границе. В прошлом году в Турции побывало почти полтора миллиона русских - Турция стала для них самым популярным местом проведения отпуска. Да, в "Ауре", самом дорогом ночном клубе прибрежного города Кемер, не подают "'Кристаль", но зато играют исключительно русскую музыку и наливают водку всего по три доллара за стопку.
Как бы там ни было, сегодня уже трудно найти место для отдыха, где не было бы русских. Если в 1995 году за границу из России выехало всего два с половиной миллиона человек, то в прошлом году, по разным оценкам, их было уже 8,7 миллиона. И наверняка среди них были многие из 103 тысяч российских миллионеров и 55 миллиардеров. Так что любите вы их или не любите - мировой туристической индустрии придется привыкнуть к тому, что русские действительно идут. И пока к ним продолжают течь нефтяные деньги, найдутся и гостиницы, и рестораны, и бутики, где им будут рады. Наверняка.