Россия | Истории | Новости | Фотографии | Юмор | Анекдоты

Церковь Покрова на Нерли

Церковь Покрова на Нерли - шедевр мирового зодчества, вершина творчества владимирских мастеров эпохи расцвета Владимиро-Суздальского княжества. Ее называют "белой лебедью" русской архитектуры, красавицей, сравнивают с невестой. Это маленькое, изящное здание построено на небольшом холме, на приречном лугу, там, где Нерль впадает в Клязьму. Бывало, что во время весеннего разлива вода подступала к самым стенам церкви, и тогда над водной гладью одиноко высился сверкающий белизной легкий одноглавый храм, словно свеча, вырастающий над просторами заливных лугов во всей своей ясности и красоте.


Автор: Надежда Грода

Статья: Церковь Покрова на Нерли

Сайт: Контора Кука

Во всей русской архитектуре, создавшей столько непревзойденных шедевров, вероятно, нет памятника более лирического. Этот удивительно гармоничный белокаменный храм, органично сливающийся с окружающим пейзажем, называют поэмой, запечатленной в камне.

Предание рассказывает, что князь Андрей Боголюбский построил храм Покрова на Нерли после кончины своего любимого сына Изяслава – в память о нем. Вероятно, поэтому светлой грустью веет от этой уединенно стоящей на берегу Нерли церкви.

Церковь Покрова на Нерли построена в 1165 году. Исторические источники связывают ее возведение с победоносным походом владимирских полков на Волжскую Булгарию в 1164 году. В этом походе и погиб молодой князь Изяслав. В память об этих событиях Андрей Боголюбский заложил Покровский храм. По некоторым известиям, белый камень для постройки церкви доставили в качестве контрибуции сами побежденные волжские булгары.

Храм был посвящен новому на Руси празднику – Покрова Богородицы. Этот праздник был установлен владимирским духовенством и князем без согласия киевского митрополита и константинопольского патриарха и призван был свидетельствовать об особом покровительстве Богородицы Владимирской земле. Главный храм Владимира, Успенский собор, также был посвящен Богоматери – в отличие от соборов Киева, Новгорода, Полоцка, Пскова и других княжеских столиц.

Во времена князя Андрея Боголюбского на Владимирской Руси приобретает известность событие из Византийской истории X в.: явление Богоматери во Влахернском храме Константинополя святым Андрею Юродивому и Епифанию при нападении на греков сарацин в день 1 октября - "Влахернское чудо". Тогда же во Владимире учреждается праздник Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы (1 августа). В Византии на этот день приходилось празднование Животворящего креста. Все эти празднования - "Влахернского чуда", Спаса и Богородицы, Животворящего креста - объединяет идея божественного покровительства, которая со временем оформилась в особый праздник Покрова Богородицы.

Место для церкви – пойменный луг при впадении Нерли в Клязьму – указал сам князь Андрей Боголюбский. Так как здесь каждую весну разливалось широкое половодье, специально под храм было сооружено высокое основание – искусственный холм из глины и булыжного камня, в котором были заложены фундаменты будущей постройки. Снаружи этот холм был облицован белокаменными плитами. Когда весной разливается Нерль, церковь остается на небольшом островке, отражаясь в быстротекущих водах, подступающих прямо к ее стенам.
Конструктивно храм Покрова на Нерли очень прост – это обычный для древнерусского зодчества одноглавый крестовокупольный четырехстолпный храм. Но строители церкви сумели воплотить в ней совершенно новый художественный образ. От более ранних владимирских храмов церковь Покрова на Нерли отличается изысканностью пропорций, предельной ясностью и простотой композиции. Здесь нет царственности владимирского Успенского собора, нет мужественной величавости Дмитриевского собора. Светлый и легкий, храм Покрова на Нерли – это воплощенная победа духа над материей. С помощью удачно выбранных форм, пропорций и деталей зодчим удалось преодолеть тяжесть камня, создать впечатление невесомости, устремленность в высь.

Церковь невелика и удивительно гармонична. Полуцилиндры апсиды, такие грузные, так сильно выступающие в постройках Юрия Долгорукого, здесь словно утоплены в тело храма, и восточная (алтарная) часть не перевешивает западную. Сложно профилированные пилястры с легкими полуколоннами подчеркивают движение ввысь композиции изящного храма. Аркатурно-колончатый пояс, тонкие колонки которого опираются на резные кронштейны, проходит по всем фасадам и под карнизом апсид. Выше аркатурно-колончатого пояса стены украшены рельефами.
Вертикальное устремление постепенно и незаметно переходит в полукруглые очертания закомар. Полукружиям закомар вторят завершения изящно вытянутых окон. И, наконец, церковь венчает полукружие главы, которая раньше была шлемовидной, а сейчас напоминает луковицу. В 1954 - 1955 гг. при археологических изысканиях были обнаружены фундаменты неизвестного назначения. Скорее всего, это - основание несохранившейся арочной галереи, которая огибала церковь с трех сторон на расстоянии двух с половиной метров от стен. Внутреннее убранство - фрески не сохранились, были сбиты при "поновлении" храма в 1877 году.
Резчики, украсившие церковь Покрова, сделали первые, но блистательные шаги на пути владимиро-суздальского пластического искусства от единичных рельефных изображений до грандиозных скульптурнодекоративных ансамблей на стенах Дмитриевского собора во Владимире. В центре каждого фасада (кроме восточного) находится рельефная фигура знаменитого библейского царя Давида-псалмопевца. Зачарованные его музыкой, присмирели львы, птицы и грифоны. Птица — древний символ человеческой души, а лев — символ Христа. В Средние века считалось, что львица рождает детёнышей мёртвыми и оживляет их своим дыханием. Это воспринималось как прообраз Воскресения Христова. Наконец, лев — царь зверей, а Христос — Царь Небесный. Последнее толкование связывало льва с идеей княжеской власти: ведь земные правители считались наместниками Бога на земле. Чуть ниже, над окнами, помещена галерея женских головок. Нек'
'оторые учёные связывали их с образом Богоматери, а, возможно, маски изображают ангелов, явившихся послушать Давида и прославить Богородицу.
Храм Покрова на Нерли по лаконичности и совершенству форм сравнивают с древнегреческими храмами. Глядя на это удивительное творение русских мастеров, трудно поверить, что храм Покрова на Нерли только чудом спасен от гибели. И опасность ему грозила не от воинствующих безбожников эпохи коммунизма, а от православного духовенства. В 1784 году игумен Боголюбова монастыря ходатайствовал перед епархиальными властями о разрешении разобрать храм Покрова на Нерли, чтобы использовать его материал для постройки монастырской колокольни. Владимирский епископ такое разрешение дал. Церковь уцелела только благодаря тому, что заказчики и подрядчики не сошлись в цене.

В настоящее время храм Покрова, как и прежде, приписан к Боголюбовскому монастырю; совместно используется музеем-заповедником и церковью; внесен в список мирового наследия ЮНЕСКО.
Церковь построена у впадения Нерли в Клязьму
Церковь построена у впадения Нерли в Клязьму
Храм построен в 1165 году
Храм построен в 1165 году

"Белая лебедь" русской архитектуры
Аркатурный пояс украшает стены храма
Аркатурный пояс украшает стены храма
Полукружиям закомар вторят завершения изящно вытянутых окон
Полукружиям закомар вторят завершения изящно вытянутых окон
Полуцилиндры апсиды
Полуцилиндры апсиды
Фрески храма не сохранились
Фрески храма не сохранились
Резное убранство храма
Резное убранство храма
Церковь Покрова на Нерли
Церковь Покрова на Нерли

Вам так же может быть интересно:


\n