Венгрия | Истории | Новости | Фотографии | Юмор | Анекдоты
Русская судьба венгерского художника.
Кажется жизнь налажена – почёт и слава, популярность и богатство, счастливая семейная жизнь. В 1869 г. в Петербурге была устроена первая выставка Зичи. Было показано около 100 работ, полно отражавших творческие увлечения художника, за одним, впрочем, очень важным исключением: в экспозиции почти совсем отсутствовали рисунки и акварели на темы современной русской жизни.
Автор: Эдуард Суровцев
Статья:
Сайт: Worlds.ru
Родившийся 15 октября 1827 г. будущий художник получил своё образование в Венской академии искусств, изучал живопись в Италии и Франции, где и был нанят к дочери Николая I Екатерине в качестве учителя рисования. В 1848 г. вместе с великой княгиней он отправился из Парижа в Санкт Петербург. Но через год, в знак протеста против подавления «жандармом всей Европы» освободительной войны венгров против Габсбургов, покидает двор. Оставшись в Петербурге, живёт за счёт ретуширования фотографий, бедствует, женится и вскоре вновь оказывается при царском дворе. В 1856 г. запечатлевает на холсте церемонию коронации Александра II. Через два года становится членом Русской Академии художеств. В 1859 г. получает звание «Живописец Его Императорского Величества».
Кажется жизнь налажена – почёт и слава, популярность и богатство, счастливая семейная жизнь. В 1869 г. в Петербурге была устроена первая выставка Зичи. Было показано около 100 работ, полно отражавших творческие увлечения художника, за одним, впрочем, очень важным исключением: в экспозиции почти совсем отсутствовали рисунки и акварели на темы современной русской жизни. Отклики в печати сводились к высокой оценке технического мастерства художника, но подвергали критике содержание его работ. «Зичи не живёт жизнью своего народа – венгерцев, но не живёт и жизнью нашею, русской», писали критики. Итоги выставки, её оценки в кругах русских деятелей искусства, сблизили Зичи с русскими художниками.
В начале 70-х годов Зичи обращается к иллюстрированию современных произведений русской литературы, нередко при этом выбирались актуальные и злободневные по своему общественному звучанию произведения. Свободолюбивый нрав художника не мог долго терпеть деспотическую атмосферу царского двора, направленную на преследование передовой интеллигенции. В 1874 г. налаженный жизненный путь Зичи резко изменился: он просит и получает отставку и вместе с семьёй, уезжает в Венгрию.
Положение страны в это время определялось проведённым в 1867 году компромиссным австро-венгерским соглашением, по которому страна получала некоторые политические права, составив вместе с Австрией двуединую империю. Эти обстоятельства сыграли известную роль в решении Зичи обосноваться для дальнейшей работы в Париже, где условия для его творчества были более благоприятными, чем на родине. Здесь он создаёт самое значительное своё произведение – картину «Триумф гения разрушения» (музей-усадьба Зичи, посёлок Зала, Венгрия). Идея её была рождена реальными событиями, потрясавшими Европу тех лет: разрушительная франко-прусская война, оттоманские зверства над славянским населением Балкан и русско-турецкая война. На полотне можно различить черты Александра II, германского императора Вильгельма и римского папы Пия IX. Деспотичные монархи в своих низменных интересах развязывали войны, а правящая церковь, каждой из сторон, их благословляла.
В 1880 г. художник возвращается на родину. Господствующие круги Венгрии относились к Зичи с недоверием, видя в его искусстве нечто опасное для своей власти. В 80-х годах, никогда не порывавшиеся связи с Россией, обретают новую силу. Он получает ряд заказов на иллюстрации произведений русских писателей, в том числе и Лермонтова. На родине его больше ничто не удерживает. Ему отказано в должности Генерального директора Общества изящных искусств, и лучшие его иллюстрации, посвящённые отечественной поэзии, – отвергнуты. У Зичи созревает намерение вновь отправиться в Россию, причём сначала на Кавказ, где были созданы главные произведения Лермонтова. Летом 1881 года Зичи пароходом через Триест, Одессу и Крым отправляется на Кавказ.
Основное значение этапа деятельности Зичи, вновь связанного с Россией, определяется работой над многочисленными иллюстрациями Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Руставели. За иллюстрирования грузинского эпоса «Витязь в тигровой шкуре», Грузия считает Зичи своим национальным художником. В Тбилиси ему установлен памятник.
В 1883 году художник вынужден вновь стать придворным живописцем. Поражает количество работ, выполненных Зичи в этой должности. Почти каждый день ему приходилось зарисовывать жизнь двора. Отдавая очень много времени обязанностям летописца придворной жизни, Зичи стремился не ограничивать свою творческую жизнь только этим. Значительное место в его художественной жизни занимают, помимо прочего, иллюстрации '
К концу 90-х годов Зичи завоевал себе имя одного из лучших иллюстраторов России. В 1898 году он был избран почётным членом Академии художеств России. Уже слабеющий художник продолжал творить до последних дней своей жизни. Умер Зичи 15 февраля 1903 года на 79 году жизни. В некрологе журнала «Нива» писалось: «В лице М.А. Зичи русский художественный мир лишился одного из самых важных своих представителей. Русское искусство – одного из преданных и пламенных поборников, а всё русское общество – редкой души человека, посвятившего своей второй родине лучшие годы своей жизни». Похоронен был Зичи в Будапеште. Родина устроила торжественные похороны художника на Керепешском кладбище.
Вам так же может быть интересно:
- Венгерские танцы под сводами замка
- Венгерская рапсодия.
- Паннонхальма (аббатство)
- "Токай". Король вин и вино королей.
- Балатон: отдых в ритме чардаша