Венгрия | Истории | Новости | Фотографии | Юмор | Анекдоты
Дом художника
Как можно совмещать в себе стремление к свободе и службу при царском дворе России, той самой России, которая считалась "жандармом Европы"? Однако венгерский художник Михай Зичи именно это и делал. Возможно, в те времена Венгрия была куда менее свободной страной, чем Россия. По крайней мере, именно в Россию постоянно возвращался Михай Зичи…
Статья:
Сайт: Worlds.ru
![]() |
В городке Зала в Кометаде Шомоть находится дом-музей Михая Зичи - одного из самых почитаемых в Венгрии художников. В России он не слишком известен, что довольно странно, ведь живописец, которого у него на родине считают великим, был долгое время придворным художником российских императоров.
Михай Зичи родился в Зале в 1828 г. Он учился в Вене, Франции и Италии. Там в Европе он стал давать уроки живописи великой княжне Екатерине. Когда Екатерина вернулась в Петербург, она взяла своего учителя с собой. Михай Зичи понравился Александру II, и государь предложил ему занять должность придворного живописца. Зичи получил звание академика акварельной живописи и стал членом Академии художеств в России. Казалось бы, все шло хорошо. Неплохой салонный художник сделал блестящую карьеру при российском дворе.
Но в судьбе Зичи всегда присутствовала некая двойственность. Он был романтиком, причем романтиком конца XIX века, когда романтическое настроение не отдаляло от политики, а, наоборот, заставляло погрузиться в нее. Зичи всегда выступал за индивидуальную и национальную свободу. Но как это ни парадоксально, подобные взгляды до поры до времени не мешали быть ему придворным художником в России. Однако в какой-то момент Зичи разрешил этот парадокс и отказался от работы при царском дворе, правда, через 20 лет после того, как поступил на нее и, как выяснилось, не навсегда, Зичи уехал в Париж. И здесь по случаю Парижской всемирной выставки в 1878 г. он создал свое самое известное и самое скандальное полотно "Триумф гения разрушения". Картина, которая, по замыслам автора, символизирует все мировое зло, вызвала протест посольства Австро-Венгрии, а затем и французского правительства. Дело в том, что в качестве орудия зла здесь изображены императоры Европы, в том числе Франц Иосиф, Николай I и Наполеон III, а также Папа Римский. В конце концов Зичи не стал выставлять картину на всемирной выставке. Но он выставил ее в частном выставочном зале, к большому удовольствию публики. Естественно, скандал, разразившийся вокруг полотна, только добавил ему популярности. А через 5 лет Зичи опять соглашается стать придворным живописцем русского царя, на сей раз Александра III. Александра III, как и Александра II, Михай Зичи пережил. А в 1896 г. он уже изображает на холсте коронацию Николая II. Но до конца жизни Зичи гордился своим венгерским происхождением, и неизменным облачением живописца при российском дворе был венгерский национальный костюм.
После смерти художника в 1906 г. ег'
В некрологе Зичи венгерский поэт Эндрэ Ади писал: "Он ушел в более свободную и более просвещенную землю - в Россию. Страшно подумать, что Михай Зичи должен был жить и умереть в России. И там, среди москалей, он мечтал о Белой республике". Для Михая Зичи этот некролог - бесспорная похвала, а для России?


Вам так же может быть интересно:
- НА БАЛАТОНЕ БУДНЕЙ НЕ БЫВАЕТ
- Три кита венгерской кухни
- Зимние краски Будапешта.
- Венгерская рапсодия.
- По Венгрии на автомобиле