Великобритания | Истории | Новости | Фотографии | Анекдоты

Ничего неизменившегося (Лондонские мосты)

По-английски Темза – скорее не "она", а "он". "Отец-Темза", "Темза-батюшка" - звучит непривычно для русского слуха. Такой же шок неизменно испытывает читатель "Маугли", выяснив, что Багира в оригинале – тоже не "она", а "он"! Но разве в "половой принадлежности" дело? Ведь очевидно, что Лондон – в любом случае дитя Темзы, ей обязанное своим появлением и процветанием.


Статья: Ничего неизменившегося (Лондонские мосты)

Сайт: Worlds.ru

Лондонцы всегда прекрасно понимали, чем для них является эта река. Существует легенда о том, как Карл II, вечно ссорившийся с Сити, пригрозил однажды вынести свою резиденцию из Лондона и не возвращаться до тех пор, пока непокорные горожане не выполнят его волю. Лорд-мэр Сити ответил на это, что весьма сожалеет о неосмотрительных планах монарха, и высказал надежду, что Темзу король все-таки оставит городу, а тогда уж Лондон сумеет как-нибудь перенести этот жестокий удар. Вплоть до середины XVIII века Темза оставалась самой удобной из Лондонских "дорог", и пользовались рекою как средством сообщения тогда во много раз чаще, чем сейчас. Во времена Шекспира на участке от Виндзора до устья Темзы грузовыми и пассажирскими перевозками по реке занимались около сорока тысяч лодочников! Она связывала многомиллионный город с Северным морем – а значит, и с океаном, и со всем миром.
Поэты Лондона не оставляли своим вниманием столичную реку, хотя, казалось бы, она никогда не была ни слишком романтична, ни слишком живописна – слишком "городская"…

Нет в мире ничего прекраснее, чем этот
Безрадостный пейзаж. В величии своём
Сейчас предстал он перед взором, воплощён
В чудесный Сити, проступающий предметно, -
Безмолвный, тихий. В утро свежее одеты
Храм, башни, док, причал и корабли на нём,
И очертания домов на голубом,
В прозрачном воздухе пронизанные светом.
Как солнечно окрестность вся озарена! –
Холмы, великолепные долины, скалы...
И тишина. И неземная тишина.
Река едва скользит, боясь разбить зерцало.

Темза – деловая река. Нарядными набережными украшена лишь небольшая ее часть, значительно меньшая, чем можно было бы ожидать в богатом столичном городе. Вплоть до середины прошлого столетия склады и предприятия располагались у самой воды, практически напротив здания парламента. Они и сейчас остались на берегах на удаленных от центра участках города. Даже на самом парадном участке реки - от Вестминстера до Сити - Темзу пересекают три железнодорожных моста, что отнюдь не служит к украшению, но накладывает деловой отпечаток и на этот район. Ни один мост через Темзу не дошел до нас в своем первозданном облике. Одиннадцать мостов (помимо железнодорожных) существенно перестроены уже в XIX веке.

Самый первый мост построили здесь римляне. До XII века он оставался деревянным. Это был тот самый Старый Лондонский мост, на котором по средневековому обычаю громоздились башни, дома, лавки… Жилые дома "продержались" на нем до шестидесятых годов восемнадцатого века, затем по решению парламента были убраны. В 1831 году снесли и сам мост, заменив его Новым Лондонским мостом, простоявшим до 1968 года. Когда мост перестал соответствовать новым требованиям, вызванным ростом транспортных потоков, он был продан, демонтирован и в настоящее время полностью перевезен в США и собран там – как драгоценная реликвия.
Второй мост в Лондоне появился более чем через полтора тысячелетия после первого – это Вестминстерский мост, построенный в 1738-1749 годах и с тех пор также неоднократно перестраивавшийся. У самого моста взметнулись ввысь поднятые на высокий пьедестал кони, впряженные в колесницу Боадицеи – легендарной предводительницы восстания против римского владычества. Самый "современный из исторических" мостов в центре Лондона – мост Ватерлоо. Мостов с этим названием тоже было два – первый был построен в начале XIX века и считался одним из красивейших мостов Европы. Его пришлось снести из-за серьезных разрушений, и новый мост был открыт в 1945 году.
У моста Ватерлоо высится египетский гранитный обелиск - "Игла Клеопатры". Это один из двух древнеегипетских обелисков, созданных около 1500 года до нашей эры, стоявших перед храмом в Гелиополисе. Обелиск подарил Англии султан Мохаммед Али в 1820 году, но пода'
'рок дошел до Лондона с большим опозданием. Судно, на котором его транспортировали, затонуло в Бискайском заливе и было поднято лишь в 1877 году. Памятник был когда-то буро-красного цвета, но почернел: годы, море и лондонский смог сделали свое дело…

Самый новый же мост Лондона прославился тем, что был выстроен "как-то по-русски". Торжественное открытие "Моста Тысячелетия", соединяющего Сити с южным берегом Темзы, пересекающего реку как раз напротив собора Св. Павла, произошло в июне 2000 года, в присутствии королевы Великобритании. Однако сразу после отбытия Ее Величества мост пришлось закрыть: под ногами зрителей он стал буквально раскачиваться, как палуба корабля в ненастную погоду. Хорошо, что дефект конструкции был обнаружен не слишком поздно…
Для того чтобы вновь открыть его, понадобилось немало сил, средств и времени… Таким образом, как это ни забавно, даже мост третьего тысячелетия в Лондоне не дошел до нас таким, каким он был по первоначальному проекту.



Вам так же может быть интересно:


\n