Германия | Истории | Новости | Фотографии | Юмор | Анекдоты

Берлинская картинная галерея

Сегодня Берлинская галерея обладает одной из самых обширных и разнообразных коллекций живописи Европы XIII-XVIII в. При этом, как ни странно, немецкое собрание в Берлине отнюдь не самое полное, хотя и оно насчитывает полотна таких гигантов, как суровые Дюрер и Гольбейн, красочные Бальдунг Грин, Шонауэр и Кранах. Гордостью же берлинской экспозиции являются залы Итальянского и Нидерландского Возрождения.


Автор: Олеся Двоскина

Статья: Берлинская картинная галерея

Сайт: Контора Кука

Берлинской картинной галерее было суждено пережить два рождения. Первое – в 1830 году, когда сокровища из живописных коллекций Великого курфюрста (1620-1688) и Фридриха Великого (1712-1786) впервые были открыты для публичного доступа. Для того времени это был один из наиболее научно организованных музеев. Систематичность его организации была уникальной для музейного дела в Европе. Быстрое увеличение коллекции сделало необходимым переезд в новое здание. Это произошло в 1904 году. Позднее здание стало носить имя Вильгельма Боде – директора галереи с 1890 до 1929 г., составившего целую эпоху в ее истории. Он, как никто другой, способствовал процветанию берлинского собрания и вдохновлял состоятельных граждан оказывать поддержку новым приобретениям произведений искусства.

Однако история развития Берлинской картинной галереи оказалась хотя и блестящей, но краткой. Бомбардировки Берлина почти полностью уничтожили здание музея. При этом пострадало около 400 картин. После войны разделение немецкой столицы привело и к разделению коллекции. Наиболее драгоценные шедевры живописи оказались в западном пригороде Берлина – Далеме, остальное же – в районе Митте. Только в 1997 году, через 50 лет после раздела музея, собрание вновь было объединено в специально построенном здании на Тиргартен. Этот год ознаменовал новое рождение музея.

Сегодня Берлинская галерея обладает одной из самых обширных и разнообразных коллекций живописи Европы XIII-XVIII в. При этом, как ни странно, немецкое собрание в Берлине отнюдь не самое полное, хотя и оно насчитывает полотна таких гигантов, как суровые Дюрер и Гольбейн, красочные Бальдунг Грин, Шонауэр и Кранах. Гордостью же берлинской экспозиции являются залы Итальянского и Нидерландского Возрождения.

Итальянская живопись представлена в Берлине не столько знаменитыми именами (хотя и в них недостатка нет), сколько разнообразием стилей. Здесь сияющий, сине-золотой флорентинец фра Беато Анджелико, почитающийся католической церковью как святой, соседствует с мрачным и резким сиенцем Джованни ди Паоло, а картины грубоватого Мазаччо контрастируют со «Страшным судом» того же фра Беато, где праведники водят хороводы с ангелами на изумрудно-зеленых цветущих лужайках под ярко-голубым небом.

С берлинским собранием нидерландской школы может соперничать только Лондонская картинная галерея. Художники XV века - «золотого века» нидерландской живописи – представлены тремя полотнами ван Эйка (даже на родине художника, в Бельгии, ни один музей не может похвастаться такой коллекцией). Среди них один из лучших портретов мастера – портрет Джованни Арнольфини (смотри выше), того самого, который изображен на портрете четы Арнольфини, хранящемся в Лондоне. Среди других шедевров – произведения Кампена, Рогира ван дер Вейдена, Петруса Кристуса, Ганса Мемлинга, Иеронима Босха, Питера Брейгеля Старшего. Хотелось бы обратить внимание на так называемый «Алтарь Бладелена» ван дер Вейдена. Этот триптих, в центре которого находится сцена Рождества Христова, по традиции включает в себя изображения семьи «донатора», то есть заказчика алтаря, пожертвовавшего его для церкви. Изображение донатора, коленопреклоненного рядом с мадонной, есть и здесь; это один из одухотвореннейших портретов кисти нидерландского мастера. Убегающая же вдаль улочка, с выписанными по-фламандски тщательно домами и чинно прогуливающимися прохожими, переносит зрителя в маленький фламандский городок – Брюгге или Лувен.

Два гениальных голландских живописца представлены в Берлинской галерее: Рембрандт и Вермеер. Собрание первого из них насчитывает шестнадцать полотен и считается одним из наиболее значительных в мире. Произведений же Верм'
'еера - два("Бокал вина" и "Девушка с жемчужным ожерельем"), и это немало. Вермеер оставил всего около трех десятков картин, и большая часть наследия после его смерти была продана на аукционе в Амстердаме за долги. Поэтому сегодня картины Вермеера разбросаны по всему миру и являются большой редкостью. Простой домашний быт горожанина, с его интимностью и теплотой, столь охотно воспеваемый голландскими художниками в их непритязательных жанровых сценках, в картинах мастера окружен ореолом некой глубины и таинственности, что и снискало Вермееру славу самого загадочного художника Нидерландов. Прозрачный бокал, через который просвечивает лицо молодой женщины, светящееся жемчужное ожерелье в картинах берлинской коллекции оправдывают эту славу в полной мере. Не случайно, что именно эти «аксессуары», а не действующие лица сценок, дали названия полотнам.

Музей открыт ежедневно, кроме понедельника. Со вторника по пятницу – с 10 до 18 часов, в субботу и воскресенье с 11 до 18 часов.
Дюрер
Дюрер "Портрет Иеронима Гольцшу"
Ван Эйк
Ван Эйк "Портрет Арнольфини"
Мазаччо
Мазаччо "Рождество"
Ван дер Вейден
Ван дер Вейден "Алтарь Бладелена" (деталь)
Вермеер
Вермеер "Бокал вина"

Вам так же может быть интересно:


\n