[an error occurred while processing this directive]
Турция | Истории | Новости | Фотографии | Юмор | Анекдоты

Мечеть Селимие (The Selimiye Mosque)

Мечеть Селимие (The Selimiye Mosque) – османская мечеть, расположенная в турецком городе Эдирне (Edirne, Turkey). По праву считается величайшим творением архитектора Мимара Синана (Mimar Sinan) и одним из величайших образчиков исламской архитектуры в целом.


Автор: Иван Матковский

Статья: Мечеть Селимие (The Selimiye Mosque)

Сайт: Worlds.ru

[an error occurred while processing this directive]
Воздвигнута мечеть Селимие была на самом пике славы Османской империи; на тот момент государство изрядно разрослось и император решил, что мечеть сможет выделить город на фоне империи в целом – и обеспечить столь приятную сердцу любого правителя централизованность.
Мечеть стоит в центре кюллие (külliye) – типового архитектурного комплекса, обычно включающего в себя госпиталь, школу, библиотеку, бани. В кюллие Селимие находятся также медресе и торговые ряды. Входящие в состав кюллие многочисленные вспомогательные сооружения – библиотеки, больницы, рынки, кладбища и кухни для бедняков – строят также в соответствии с неким генеральным планом; их стараются располагать вдоль заданных осей и по возможности группировать.
Для самой мечети Синан разработал 8-угольную систему подпорок, построенную на базе восьми несущих колонн, вырезанных в квадратных фрагментах стен. Четыре полукупола в углах квадрата за сформированными колоннами арками окружают главный купол, диаметром примерно в 31.25 метров.
Обычные мечети традиционно внутри разделяются на несколько частей; Синан, однако, задумал нечто более сложное – ему хотелось построить мечеть, в которой михраб можно будет видеть с любой позиции. Для этого михраб был помещен в нишу – достаточно обширную и освещенную с трех сторон. Архитектор не только сумел воплотить задуманное в жизнь, но еще и создал абсолютно уникальный во всех отношениях шедевр исламского зодчества.
Отошел Синан от традиционных исламских канонов и при формировании внешнего облика мечети; от традиционных минаретов разного размера было решено отказаться – архитектор счел, что они будут отвлекать внимание от основного купола. В итоге Синан построил четыре абсолютно одинаковых минарета; располагались они по углам внешнего двора и своим положением скорее акцентировали внимание на куполе. Вытянутые стрелоподобные сооружения создают ощущения стремления ввысь; купол заметно выделяется на фоне окружающих построек, однако окрестные полукупола и башни вовсе не подавляет. Считается, что традиционные круглые формы символизируют общность человечества и напоминают о концепции круга жизни; внешняя и внутренняя симметричность здания взывает к божьему совершенству – традиционно воплощающемуся в сооружениях столь же простых, сколь прочных. Как раз примером такого простого и несокрушимого творен'[an error occurred while processing this directive]'ия и является купол мечети.
Внутри мечеть также особо богатым убранством не отличается – традиционно османские здания старались оформлять в первую очередь снаружи. Богатые фасады должны символизировать влияние и мощь империи, тогда как простое внутреннее оформление как бы говорит, что хозяева столь впечатляющих дворцов не должны забывать о скромности и искренней вере в Господа. Внутреннее оформление мечети Селимие, впрочем, интересно не столько скромностью убранства – архитектор сумел создать абсолютно восхитительное произведение из сравнительно простых и знакомых геометрических форм.
Во время осады Эдирне в 1913-м купол мечети был поврежден болгарским снарядом; к счастью, Синан сумел разработать здание не только прекрасное, но и чрезвычайно крепкое – и серьезных повреждений удалось избежать. По личному распоряжению Ататюрка (Atatürk), восстанавливать поврежденный купол не стали – след от снаряда должен был послужить своеобразным предупреждением будущим поколениям.






Вам так же может быть интересно:


[an error occurred while processing this directive]\n[an error occurred while processing this directive]