[an error occurred while processing this directive]
Турция | Истории | Новости | Фотографии | Юмор | Анекдоты

Гёреме

В центральной части Малой Азии, в Турции, расположена суровая горная страна Каппадокия. С незапамятных времен заселенная человеком, она пережила расцвет и падение многих государств, здесь были хетты, фригийцы, персы, греки, римляне, армяне, турки-сельджуки, османы.


Автор: Липовский

Статья: Гёреме

Сайт: Открытый мир

[an error occurred while processing this directive]
Есть в этой стране уголок, единственное в своем роде место на земном шаре, поражающее воображение человека. Это долина Гёреме. Пейзаж Гёреме во многом напоминает лунный ландшафт. Фантастическое нагромождение скал, острые каменные башни самой разнообразной формы, неповторимое сочетание красок и оттенков создают впечатление, будто путешественник попал на другую планету. Это наваждение нарушают лишь редкие домики, обвитые виноградными лозами, да турецкие крестьянки в традиционных средневековых одеждах.
Геологическая история долины Гёреме довольно просто объясняет ее «инопланетное» происхождение. Многие сотни тысяч лет назад ныне потухший вулкан Эрджиас (гора высотой 3916 м) «выбросил» огромное количество лавы, которая покрыла место современной долины Гёреме. И хотя гора Эрджиас находится примерно в 100 км от Гёреме, потоки вулканической лавы в течение многих сотен лет заливали слой за слоем эту часть земной поверхности. Тысячи и тысячи лет понадобились не знавшим усталости воздушным и водным потокам, чтобы превратить долину Гёреме в естественный музей лунных пейзажей под открытым небом.

Но долина Гёреме славится не только своими «лунными» пейзажами. Она пережила долгую интересную историю, связанную с распространением христианства и перипетиями христианских общин в Малой Азии. Преследования ранних христиан в период правления римского императора Диоклетиана в конце III в. заставили многих из них спасаться в глухих и малонаселенных уголках Малой Азии. Одним из таких идеальных убежищ, подготовленных самой природой, стала долина Гёреме — наиболее дикое и глухое место в Каппадокии. Чтобы римские легионеры не выследили и не застали врасплох гонимых сторонников новой религии, беглецы стали вырубать в скалах пещеры и подземные ходы, позволявшие легко и безопасно скрываться от язычников-римлян. Вулканический туф оказался мягким и податливым материалом, который легко вырубался и обрабатывался. Постепенно пещеры превращались в маленькие подземные дома, сообщавшиеся многочисленными переходами друг с другом.
Летом вулканический туф спасал от изнурительной жары, а зимой укрывал от сильных морозов. Здесь люди жили десятилетиями, в пещерах рождались и умирали, молились всемогущему богу.

Но шло время, и новая вера стала господствовать в Римской империи, а римский император Константин Великий сделал христианство официальной религией государства. Христиане вышли из своих пещер-убежищ, и долина Гёреме на несколько сот лет была покинута людьми. Впервые о ней вспомнили в VII в., когда начались походы арабов в Малую Азию. Христианское население центральной части Малой Азии, бежавшее от завоевателей - мусульман, спасалось в пещерах Гёреме, где некогда вели отшельнический образ жизни первые христиане. Старые пещеры расширялись, углублялись, превращались в настоящие подземные города, где было предусмотрено абсолютно все, что могло потребоваться человеку для жизни.

В 1963 г. археологи обнаружили в районе современной деревушки Деринкуйу, в 29 км от города Невшехир, огромный подземный город. Общая длина его жилых комнат, хозяйственных помещений, подземных галерей и ходов превышала 30 км. Подземный город имел семь этажей - ярусов, уходивших под землю на глубину до 85 м, и мог вмещать до 20 тыс. человек. Здесь была своя собственная церковь, залы для собраний христиан и даже кладбище. Каждый ход в подземные галереи наглухо закрывался изнутри огромными валунами круглой формы. Но даже если бы враги проникли в подземный город, то, не зная потайных ходов и плана лабиринтов, они не смогли бы никогда выбраться на поверхность земли. Город имел тщательно оберегавшиеся колодцы с водой и вентиляционные шахты, искусно замаскированные в скалах.
Люди, добровольно обрекавшие себя на жизнь в подземном городе, забирали с собой скот, домашнюю птицу, предметы обихода — все, что могло облегчить их существование под землей. В мрачных каменных мешках рождались и вырастали целые поколения людей, не видевших в своей короткой жизни ни дневного света, ни красок цветущей земли, не слышавших никогда щебета птиц, шума дождя, ветра, не знавших тепла солнечных лучей.
В 9 км от Деринкуйу, в местечке Каймаклы, был найден второй подземный каменный город, лишь немного уступавший по своей величине первому. Подземный город Каймаклы тоже имел семь этажей и мог вместить около 15 тыс. человек. Вероятно, оба грандиозных подземных сооружения сообщались друг с другом тайными ходами, которые пока не обнаружены.

После нашествия воинственных армий ислама высшее духовенство города Кайсеры, который считался тогда одним из центров христианства в Малой Азии, решило ради сохранения и распространения христианской религии пойти на создание монастырей, отгороженных от враждебного внешнего мира, где бы готовились монахи, священники и миссионеры. Лучшего места, чем долина Гёреме, нельзя было и придумать. Поэтому со второй половины VII в. здесь в наиболее недоступных и отдаленных уголках начинается сооружение церквей и монастырей. Внутри неприступных скал из вулканического туфа вырезались изящные колонны и купола, аккуратно просверливались окна. При церквах и монастырях сооружались кухни, столовые, погреба. Уединившееся в тиши гор христианское духовенство устраивалось надолго и обстоятельно.

К этому времени относится появление фресок, украшающих стены церквей и монастырей в Гёреме и принесших этой долине всемирную известность. По форме и содержанию настенную живопись можно разделить на два периода: на время действия запрета изображать лики святых (725—843 гг.) и на последующее время, когда этот запрет был отменен. В период запрета на изображение лика святых художники старались выразить важнейшие темы в истории христианства с помощью образов рыб, голубей, оленей, петухов, игравших большую роль в христианской символике. Церкви и монастыри украшались геометрическими орнаментами и рисунками преимущественно красного цвета. Лишь после снятия запрета в Гёреме создаются замечательные фрески большой художественной ценности.

Неизвестные мастера сбросили тяжкие оковы условностей и, почувствовав определенную свободу творчества, дали широкий простор выражению своих чувств и талантов. Часть более ранних фресок нанесена без применения штукатурки прямо на стены и благодаря особенностям вулканического туфа сохранила до наших дней всю свежесть и яркость своих красок. Другие фрески были наложены на предварительно оштукатуренную поверхность и из-за впитывающих свойств последней со временем поблекли.

С конца XI в. начинается массовое вторже­ние тюркских кочевых племен в Малую Азию. Византийский император Роман IV Диоген попытался остановить натиск кочевников, но его войска были разбиты в 1071 г . близ города Малазгирт. А сам он попал в плен. С этого времени восточная и центральная часть Малой Азии окончательно и бесповоротно переходит в руки турок - мусульман. Однако турки-сельджуки, новые властелины Малой Азии, проявляли сначала большую веротерпимость в отношении немусульманских народов, и очаги христианской религии в долине Гёреме продолжали свою кипучую миссионерскую деятельность среди населения.

В эти годы монахи штукатурят многие стены со старыми орнаментальными рисунками эпохи запрета изображения святых и наносят более детальные и красочные фрески. Среди множества расписанных скальных церквей, монастырей и пещер особо выделяются богатством и содержательностью своих фресок Яблочная (Ельмалы килисе) и Змеиная (Йыланлы килисе), Темная (Каранлык килисе) и святой Варвары (Барбара килисе) церкви.

Яблочная церковь вырублена в скале в византийскую эпоху, имеет купол, поддерживаемый четырьмя колоннами. На фресках церкви изображены сцены из Евангелия: апостолы и пророки вокруг архангела Гавриила, распятие Христа и его небесный путь, воскрешение Лазаря. Напротив Яблочной церкви располагается церковь святой Варвары, чье изображение украшает одну из стен. Церковь расписана геометрическим орнаментом красного цвета, характерным для периода запрета на изображение лика святых.

Наибольший интерес представляет Темная церковь, построенная в XIII в., уже в период господства в Каппадокии турок - сельджуков. В Темной церкви имеется всего лишь одно маленькое окошко, поэтому внутри ее царит постоянный полумрак. Именно благодаря этому здесь лучше всего сохранились фрески. От остальных церквей Темная церковь отличается также большей выразительностью и живостью фресок, которые выполнены с большим мастерством, чем где-либо еще в Гёреме. Тематика настенной живописи в церкви не соответствует в точности хронологии Евангелия, но ее создатели отразили все важнейшие эпизоды из жизни Иисуса Христа: рождение, вступление в Иерусалим, крещение, путешествие в Вифлеем, последняя вечеря, предательство, распятие, воскресение.

В глазах Христа, его учеников и людей на фресках в Темной церкви столько жизни, боли, тоски и любви, такая гамма человеческих чувств, нравственных страданий, что нельзя не преклониться перед гением творивших здесь людей. Кто были эти люди, к какому народу они принадлежали? Стиль архитектуры и настенной живописи в Гёреме близок к традициям армянской культуры. Дошедшие до нашего времени некоторые '[an error occurred while processing this directive]'названия местечек в Каппадокии, такие, как Матджан (Авджилар) и Мавурджан (Гюзельгез), тоже подтверждают армянское происхождение безвестных архитекторов и художников.

Начиная с XIV в. центр христианства в Гёреме переживает упадок. Население Каппадокии подвергается постепенной исламизации и тюркизации, пустеют церкви и мона­стыри. Сейчас местные жители используют одни пещеры в качестве винных погребов, в других ютится беднота. Главная отрасль экономики сказочного края — туризм. На ту­ристов, в основном для богатых иностран­цев, работают кустари-ремесленники, вы­делывая коврики из козьей шерсти, изделия из меди, алебастра и оникса. В давно поки­нутых церквах и монастырях слышна разно­племенная речь туристов со всех концов света. В городах Невшехире и Ургюпе для них построены роскошные отели.

Долина Гёреме, как и вся Каппадокия, хранит еще немало тайн былого величия, и ее трудное пробуждение от векового сна не закончилось...



Вам так же может быть интересно:


[an error occurred while processing this directive]\n[an error occurred while processing this directive]