Южная Корея | Истории | Новости | Фотографии | Анекдоты
Внешняя торговля Кореи.
Главными статьями экспорта для Кореи на протяжении последних лет являются легковые автомобили, сталь, полупроводники, электроника и грузовые морские суда. Все эти изделия в основном производятся на внешний рынок. За границу, в частности, уходит примерно половина всех произведенных в Корее автомобилей (в 2001 г. - 1,5 млн. из 2,95 млн.) и практически все крупные корабли, построенные на корейских верфях. В 2001 г. на первом месте находились полупроводники (9,5% всего экспорта). За ними следовали автомобили (8,8%), компьютеры (7,4%), средства сотовой связи (6,6%), и корабли (6,4% корейского экспорта).
Автор: А. Ланьков
Статья:
Сайт: TRAVEL.ru
Стремительный рост корейской внешней торговли начался в середине 1960-х годов, то есть тогда, когда страна перешла к экспортной стратегии экономического развития. На протяжении четверти века (1964-2000 гг.) Южная Корея занимала первое место в мире по темпам роста своего экспорта, который в среднем увеличивался на 22,4% ежегодно (в особо удачные годы экспорт удваивался). В 2001 г. сравнительно небольшая Корея как по объему своей внешней торговли в целом, так и по объему экспорта находилась на 13-м месте в мире. Ее экспорт составил 150,6 млрд. дол, а вся внешняя торговля (экспорт и импорт вместе) - 291,5 млрд. дол. Для сравнения: по объему своей внешней торговли Россия в прошлом году занимала в мире 17-е место, ее экспорт составил 103,1 млрд. дол., а внешняя торговля в целом - 162,1 млрд. дол., то есть почти в два раза меньше южнокорейской. Это означает, что огромная Россия по масштабам своей внешней торговли находилась на одном уровне с Малайзией и Швецией, но существенно отставала не только от Тайваня, но даже от: города-государства Сингапура.
Крупнейшим внешнеторговым партнером Южной Кореи вот уже много лет являются США, объем торговли с которыми в 2001 г. составил 53,4 млрд. дол. (18,3% всего корейского внешнеторгового товарооборота). На втором месте находится Япония (43,1 млрд. дол. или 14,8% товарооборота), за ней следуют Китай (10,8%), Гонконг (3,7%) и Тайвань (3,5%). На шестом месте - Саудовская Аравия, торговля с которой весьма несбалансированна: корейский экспорт из этой страны составил 8 млрд. дол., а импорт - всего лишь 1,3 млрд. дол. Причина такого дисбаланса понятна: для Кореи Саудовская Аравия является одним из важнейших поставщиков нефти. 7-10 места в десятке главных корейских торговых партнеров занимают ФРГ, Индонезия, Австралия и Сингапур.
Торговый оборот с Россией в 2001 г. составил только 2,9 млрд. дол., так что среди южнокорейских торговых партнеров наша страна занимает скромное 29-е место. При этом российско-корейская торговля также несбалансированна: в 2001 г. корейский импорт из России составил 1929 млн. дол, а экспорт в Россию - 938 млн. дол. (здесь используются данные корейской статистики, так как Госкомстат РФ в своих публикациях называет заметно меньшие цифры). Дисбаланс вызван тем, что в торговле с Кореей, как и в торговле РФ в целом, преобладает сырьевое направление. Главные статьи корейского экспорта в Россию - продукты нефтехимии (20% всего экспорта), продукты питания, текстиль, автомобили и электроника. Россия продает в Корею минеральное сырье (примерно 30% всего импорта из России), металлоизделия (в основном - металлом для корейских металлургических комбинатов) и морепродукты. Впрочем, к этим цифрам следует подходить осторожно, так как они отражают только "официальную" торговлю - да и ту не в полной мере. В российско-корейской торговле, как известно, немалую роль играют "челноки", особенно заметные на Дальнем Востоке. Деятельность этих мелких и средних предпринимателей, равно как и полулегальный ввоз подержанных корейских автомобилей, официальной статистикой отражается только отчасти. Относится это, кстати, и к корейской торговле с Китаем, реальный объем которой также больше официально заявленного.
Главными статьями экспорта для Кореи на протяжении последних лет являются легковые автомобили, сталь, полупроводники, электроника и грузовые морские суда. Все эти изделия в основном производятся на внешний рынок. За границу, в частности, уходит примерно половина всех произведенных в Корее автомобилей (в 2001 г. - 1,5 млн. из 2,95 млн.) и практически все крупные корабли, построенные на корейских верфях. В 2001 г. на первом месте находились полупроводники (9,5% всего экспорта). За ними следовали автомобили (8,8%), компьютеры (7,4%), средства сотовой связи (6,6%), и корабли (6,4% корейского экспорта).
Импортирует Корея в основном сырье и (что не очень афишируется) технологии. В Корее полностью отсутствуют свои энергоносители, так что вся нефть и весь газ в стране импортные. Корея, несмотря на свои небольшие размеры, является пятым в мире импортером нефти! В 2001 г. нефть составила 15% всего корейского импорта в стоимостном выражении. За нефтью идет газ - примерно 3% всего импорта. Импортируется также заметная часть угля, в том числе и весь коксующийся уголь, без которого не может работать корейская металлургия. Именно коксующийся уголь является третьей по значению статьей импорта. Наконец, ввозится в Корею и примерно половина необходимой стране железной руды, а также древесина и иные виды сырья.
С точки зрения внешней торговли, 2001 год был не самым удачным для Кореи - в отличие от очень успешного 2000 г. В прошлом году существенно снизились цены на некоторые продукты корейского экспорта - в первую очередь, на сталь и полупроводники. Немалую роль тут сыграли события 11 сентября, которые негативно повлияли на экономику США - главного торгового партнера Кореи, а также трудности, которые во второй половине года переживали крупнейшие развитые экономики. Поэтому корейский экспорт в 2001 увеличился по сравнению с 2000 г. всего лишь на 0,7% - самый скромный результат с 1989 г. Немало проблем Корее создали и высокие цены на нефть, которые держатся уже довольно долго (к немалому удовольствию России). В то же время внешнеторговый баланс, несмотря на все трудности, остался положительным, то есть экспорт превышал импорт: в 2001 г. Корея продала товаров на 8.4 млрд.дол. больше, чем купила.
Однако эти проблемы - тактические и временные: цены, в конце концов, колеблются всегда, и за нынешним спадом неизбежно придет подъем. Увы, тактическими проблемами дело не исчерпывается: все большую стратегическую угрозу корейским внешнеторговым компаниям представляет Китай. Связано это со структурой корейского экспорта, в котором традиционно большую роль играли трудоемкие отрасли средней сложности - кораблестроение, автомобильная промышленность, металлургия. В этих областях главным преимуществом Кореи раньше было наличие недорогой и очень дисциплинированной рабочей силы, а также высокий уровень образования. В последнее время ситуация радикально изменилась. Корейские рабочие теперь согласны трудится только за такие зарплаты, которые не слишком отличаются от испанских или греческих, в то время как в Китае рабочим платят по-прежнему немного. В начале 2002 г. средняя зарплата рабочих на конвейере составляла в Корее 7,75 долларов в час, а в Китае она была в восемь раз ниже - всего лишь 0,92 доллара в час. Этот разрыв позволяет китайским фирмам постепенно вытеснять корейских конкурентов из трудоемких отраслей. Уже сейчас китайское давление ощущ'
Корейские фирмы пока видят два выхода из этой потенциально опасной ситуации. Первый выход - это наращивание высокотехнологических производств, в первую очередь - в области электроники, информатики и телекоммуникаций. В этих областях китайские производители пока не составляют серьезной конкуренции, но зато корейским компаниям приходится решать другую сложную задачу: входить на сложившийся рынок, уже давно занятый западными и японскими фирмами. Второй выход - это постепенный перенос технологически простых, но трудоемких производств за пределы Кореи, в страны с дешевой рабочей силой. Не случайно, что все больше корейских компаний создают свои заводы в Малайзии, Вьетнаме и, конечно же, в самом Китае.
В любом случае ясно, что отказаться от ориентации на экспорт Корея в обозримом будущем не сможет. Экспорт - главное условие процветания страны, основа всей ее экономики.
Вам так же может быть интересно:
- Корейский калейдоскоп.
- Корея – страна гор
- В Южную Корею с комфортом
- Ислам в Корее.
- Полезные сведения.