[an error occurred while processing this directive]
Монголия | Истории | Новости | Фотографии | Анекдоты

Монголия

Монголия — государство с суровым климатом и бескрайними степями, находящаяся в самом центре Азии. Одна половина населения Монголии ведет кочевой образ жизни, другая оседлая, и живет в городах. Почти шестая часть населения обосновалась в столице страны — Улан-Баторе, в городе «красного богатыря».


Статья: Монголия

Сайт: Worlds.ru

[an error occurred while processing this directive]
Монголия — государство с суровым климатом и бескрайними степями, находящаяся в самом центре Азии. Одна половина населения Монголии ведет кочевой образ жизни, другая оседлая, и живет в городах. Почти шестая часть населения обосновалась в столице страны — Улан-Баторе, в городе «красного богатыря».

На центральной площади столицы Сухэ-Батора построены Театр оперы и балета, Дворец культуры, парламент. И если бы не мавзолей, в котором покоится главный монгольский коммунист — маршал Чойбалсан, и не памятник Сухэ-Батору, можно подумать, что находишься где-нибудь в среднем по величине российском городе. И это неудивительно, потому что во времена Советского Союза Монголию называли шестнадцатой республикой.

В 1989 году здесь случилось, что-то похожее на нашу перестройку, она идет по пути демократизации и возрождению духовности. Здесь восстанавливаются старые и появляются новые монастыри, самый большой из них действует в Улан-Баторе, называется он Гандана.

Я посетил монастырь Гандана, один из немногих монастырей не закрытых и не разрушенных в коммунистические годы. Для монголов — это важнейший духовный и религиозный центр. Обычно сюда приходят с подношением, и я купил голубой шелковый шарф, что бы здесь его оставить по местному обычаю.

…Сооружение, символизирующее мировую ость, называется хурт, на самой его вершине — сосуд, в котором по праздникам зажигают благовония. Здесь я и оставил свой шарф. Завязывая его, можно загадать желание, а после нужно обойти хурт три раза, раскручивая молитвенные барабаны, в которых собраны буддийские мантры.

Главный храм, Гандана оказался закрыт. Вся страна, готовились к встрече Наддома — национального праздника монгол. До его начала оставалось несколько часов, и я отправился осматривать столицу. Улан-Батор — город вполне современный, но с монгольской спецификой.

На окраине Улан-Батора находится самый крупный в столице рынок, где можно купить все что угодно — от продуктов питания до юрты. У меня появилась прекрасная возможность прицениться к новым юртам.

Рынок действительно огромный, здесь можно путешествовать несколько дней и не все рассмотреть, его еще называют «черным», видимо, имеется в виду санитарное состояние. Здесь же можно обменять деньги, причем не какие-нибудь там доллары, а наши российские рубли. За пятьсот рублей мне дали тысяч двадцать пять тугриков. То есть рубль стоит около сорока тугриков.

По тугрикам можно изучать историю Монголии: на одной банкноте изображение Чингизхана, на другой — его столица Каракорум. Но самое главное, на одну банкноту мне дали несколько! Наконец я добрался до места на рынке, где продают комплектующие для юры. Если вам нужна юрта, то готовьте долларов 400 – 450.

Удивительное сооружение, монгольская юрта, поставить и разобрать ее можно за 40 минут. В зависимости от семейных потребностей ее можно увеличить или уменьшить. Делается это с помощью раздвижных секций — хан. Когда конструкция юрты готова, ее покрывают белой тканью, чтобы внутри было светло, поверх нее войлок, войлок покрывается брезентом, а уже брезент — плотной материей с национальным орнаментом.

Ежегодно в Монголии отмечают Наддом — древний праздник, известный еще со времен Чизгизхана. В переводе с монгольского Наддом — три игры мужей, по сути, это состязание лучников, всадников и борцов. Праздник проходит по всей Монголии, но самые яркие и красочные мероприятия проходят в столице. С утра к городскому стадиону подтягивается очень много народу, среди которых очень много иностранцев, все они идут на официальное открытие Наддома.

Мне неслыханно повезло: я оказался на поле стадиона Улан-Батора, где состоится официальное торжество по случаю открытия праздника. Стадион заполнен до отказа, а надо сказать, что вмещает он народу немало — 15 000 зрителей. Похоже, что Наддом — праздник действительно грандиозный и общенациональный, во время его проведения в стране никто не работает. С минуты на минуту на стадион приедет президент страны.

Официальное открытие начинается с выносом девяти штандартов Чингизхана. Хоть праздник этот древний, в новой Монголии он приурочен к дате свершения монгольской революции, она произошла вслед за октябрьской социалистической в 1921 году.

…Но вот наступило долгожданное время приветствия президента Намбарына Эхбаяра. Президент выступает во время Наддама два раза — на открытие и закрытие мероприятия.
Жаль, что по-монгольски я ничего не понимаю, но наверняка он говорит, что-нибудь о подъеме национального духа, национальной идеи гордости.

После завершения церемонии открытия на поле появляются борцы. Соревнование проходят по олимпийской системе: принимают участие 512 человек, после первого круга остается 256, после второго 128 и так далее, до финала доходят двое. Монгольская — борьба явление уникальное, техника оттачивалась на протяжении тысячелетий.

На костюм монгольского борца трудно не обратить внимания: тяжелые сапоги, плавки и короткий жакет, который завязывается на животе, он нужен для того, чтобы держать захват. Очень важный момент — в монгольской борьбе нет весовых категорий. Схватка начинается с того, что борцы исполняют очень живописный танец орла, этот же танец исполняет победитель, а проигравший в знак уважения должен пройти под рукой победителя. В общем, вся борьба обставлена ритуалами.

Одно из самых зрелищных состязаний в Наддоме — это соревнование лучников. Моим гидом на этом соревновании стал господин Баян Дзуул, сотрудник Министерства культуры, науки и образования, опытный стрелок.

Баян Дзуул:
— Женины и мужчины соревнуются вместе, только женщины стреляют с расстояния 65 метров, а мужчины — 75.

… На шестом часу соревнования все еще непонятно кто проиграл, а кто проявил чудеса меткости. Вся эта история закончится через три дня и имя победителя, который получит главный приз — полтора миллиона тугриков, — я уже не узнаю.

Из столицы я поехал на юг страны почти за три сотни километров в гости к настоящим кочевникам. Уехать из Монголии и не познакомиться с ними, было бы настоящим преступлением.

Шесть часов на пути, и я на месте. Меня встретил сам хозяин юрты господин Камбутэша и пригласил в гости, здесь же я и заночевал.
До чего же хорошо спать в юрте, практически на свежем воздухе! Утро настоящего кочевника начинается с умывания, но умывальник в степи искать бесполезно, ближайший колодец находится отсюда в трех километрах.

В стаде у господина Камбутэша 2 000 голов: лошади, овцы, козы. Всех нужно вывести на пастбище, этим занимаются мужчины, а женщины наводят порядок в юрте и доят по утрам кобылиц. В стаде 300 лошадей из них 25–30 — дойные кобылицы, жеребята у них появляются в апреле – мае и молоко у них не исчезает примерно полгода. Стадо делится группами: на одного жеребенка приходится 15–16 кобылиц. Технология дойки чрезвычайно проста: мужчина подводит жеребенка к кобылице, и он начинает сосать молоко, дальше жеребенка оттаскивают и за дело принимается женщина.

Особенно ретивых кобылиц, которые не желают доиться, ловят с помощью длинных жердей с петлей на конце. Монголы делают это и на лошадях и стоя на земле.

В день одна кобыла дает литр молока, а в стаде их 30. Молоко — продукт скоропортящийся, поэтому из излишков делают кумыс. Молоко сливают через фильтр в бак, где уже есть литров 10, а потом женщины его взбивают час-полтора — чем дольше, тем вкуснее кумыс.

Семейство господина Камбутэша кочует в этом районе в радиусе 100 километров, но проживает не более двух недель на одном месте. Объясняется это тем, что пастбища очень быстро истощаются. За время такой жизни хозяйство обросло техникой: имеется в хозяйстве УАЗик, генератор и ветряк дают электроэнергию, но такие удобства цивилизации, как ванна и туалет, отсутствуют. По нужде ходят в степь, мусор, который накапливается перед сменой места жительства, сжигают.

День близится к концу, пора на пастбище за скотом, и я напросился в помощники, давно хотелось побывать в шкуре пастуха. Смею заверить, что для человека, способного удержаться в седле на маленькой монгольской лошадке, такая работа по плечу.

В чем заключается работа пастуха? В том, чтоб'[an error occurred while processing this directive]'ы выгнать с утра стадо на пастбище, скот здесь целый день нагуливает молоко, жир, а пастухи при нем весь день. Следят, чтобы ни одно животное не отбилось от стада. Вечером его нужно собрать и подогнать поближе к юрте. Стадо двигается достаточно быстро, от юрты до пастбища километра два, и мы его одолели это расстояние за двадцать минут. Теперь за скотинкой присмотрят собаки.

Мое путешествие по Монголии подходит к концу, пора в путь. Я попросил налить кумыса — напиток мне этот очень понравился, в Москве его не найти, а хочется угостить им друзей, когда еще они соберутся в Монголию!

Удивительная страна Монголия. Сюда обязательно нужно было приехать хотя бы из-за Наддама — одного из самых ярких, красочных и живых праздников Азии, но даже если бы его и не было, сюда стоило бы приехать для того, чтобы познакомится с жизнью настоящих кочевников. Если бы я родился в Монголии, то ни за что не променял бы жизнь кочевника на скучную жизнь горожанина.
















Вам так же может быть интересно:


[an error occurred while processing this directive]\n[an error occurred while processing this directive]