[an error occurred while processing this directive]
Израиль | Истории | Новости | Фотографии | Юмор | Анекдоты

Израиль. Иерусалим

Иерусалим — один из древнейших городов мира. Его история отражает историю еврейского народа…


Автор: Дарья Субботина

Статья: Израиль. Иерусалим

Сайт: Телепередача Вокруг Света

[an error occurred while processing this directive]
Иерусалим — один из древнейших городов мира. Его история отражает историю еврейского народа…

На главной пешеходной улице Иерусалима стоят непонятные сооружения, то ли палатки, то ли сараи. На самом деле эти шалаши на иврите называются сукка, а происходит в них следующее: люди в них обедают. Устанавливаются они во время праздника Суккот, который он напоминает о тех временах, когда евреи вышли из Египта и жили в пустыне, конечно же, в шалашах.

Сукка напоминает о тяжелых для евреев временах скитаний, в которых их не оставил Бог, и символизирует готовность вверить себя воле Божьей, отказ от иллюзии, что надежным дом делают стены и крыша.

Перед праздником повсюду в Иерусалиме продают веточки мирта, ивы и пальмы. У пальмы сладкие плоды, но нет запаха — она символизирует людей, которые знают Тору, но не делают добрых дел. Мирт — только аромат — это те, кто делает добро, сам не зная почему. И, наконец, ива — ни запаха, ни вкуса, ни мудрости, ни добрых дел — такие люди тоже бывают…

Также повсюду продается этрог — это такой плод, который обладает и вкусом, и ароматом — символ тех евреев, которые обладают знаниями Торы и творят добрые дела.

Стена плача… Как ни странно, это не еврейское название, так ее стали называть христиане, которые видели, как евреи молятся, и думали, что на самом деле они плачут. Сами евреи называют это место Западной стеной — это единственное, что осталось от храма, который в давние времена разрушили. Теперь на его месте стоит мечеть Омара.

Эта мечеть — одна из главных святынь ислама, она почитается наряду с Меккой и Мединой. По преданию, отсюда вознесся на небеса пророк Магомет. Мечеть на этом месте была построена через шесть столетий после разрушения иудейского иерусалимского храма.

Площадь стены делится на мужскую и женскую половины. Прямо у Стены плача есть специальный фонтан для ритуального омовения рук, каждый здесь это делает по-своему, но по правилам нужно, чтобы вода протекала между пальцев.

На женской половине гораздо тише и спокойнее чем на мужской, потому что во время праздника мужчины веселятся. В этой пестрой толпе очень сложно отличить верующих от любопытствующих. Хотя, если присмотреться, можно заметить, что верующие отходят от стены пятясь, потому, что не могут повернуться к ней спиной.

А еще здесь огромная очередь для того, чтобы просто подойти к стене, и когда к ней подходят, кто-то молится, а кто-то засовывает записки в щели. У стены молятся кто как пожелает. Специальных правил нет. Здесь собираются евреи самых разных религиозных направлений, посещающие всевозможные синагоги.

Израиль — страна иммигрантов. Один из главных политических принципов здесь — закон о возвращении. Любой еврей может приехать сюда и получить гражданство. В семидесятые годы прошлого века евреев стали выпускать из СССР, и многие тогда перебрались в Израиль.

Знакомые знакомых моих знакомых сказали, что здесь живут Сема и Зоя, которые с удовольствием меня примут.
Д.С.:
— Здравствуйте, Зоя, я слышала, что тут у вас сукку собирают.
Зоя:
— Да, проходите на балкон, Сема как раз сейчас этим занимается.

Многие современные дома в Израиле строятся таким образом, чтобы балконы не нависали друг над другом и было видно небо, и была возможность построить у себя на балконе сукку.

Стены сукки могут быть затянуты тканью или другим таким же легким материалом. А кровля должна быть достаточно прозрачной, чтобы видеть небо и достаточно плотной, чтобы можно было укрыться от солнца, для этого Сема использует соломенную циновку.

Сема:
— Ну, вот и все, есть стены, крыша. А теперь все по порядку: сукку строят не только для того, чтобы есть и пить в ней, раньше да и сейчас многие просто живут в ней, спят, веселятся. А что не веселиться — осень, урожай собран.
Д.С.:
— Я вижу у вас на столе лежат четыре вида растений, что с ними делают?
Сема:
— Эти четыре растения — мирт, пальма, ива и этрог — символизируют единство народа, во время праздника их обязательно благословляют, при этом нужно обязательно потрясти ими. Трясут все — праведники и грешники, мудрецы и простаки, тем самым как бы объединяясь. Эти движения восходят к древним ритуальным танцам.

Во время праздника Суккот в Израиле — официальные выходные. Нерелигиозные люди тоже отдыхают. В Иерусалиме довольно много парков, и я приехала в один из них. Сюда люди приезжают на выходные с детьми и устраивают пикники, по-моему они очень неплохо проводят время.

Здесь я встретила компанию русскоязычных людей. Они уже давно живут в Израиле. Сейчас они принимают гостя из Санкт-Петербурга. Понять, кто тут гражданин какой страны, по-моему, невозможно. В этой компании у меня появилось ощущение, что я нахожусь где-нибудь в Подмосковье.

Иерусалим очень быстро расширяется. Новые районы, которые несколько лет назад выросли на окраинных пустырях, сейчас считаются чуть ли не центральными. Я познакомилась с местным жителем Давидом, он прокатил меня на своем странного вида автомобиле, а потом решил показать свой дом, который находится в самом центре Иерусалима.

Потрясающе!.. Дом его оказался настоящей пещерой! В самом центре Иерусалима человек живет в пещере!

Давид рассказал, что склон горы принадлежит его семье еще с тех времен, когда Иерусалимом владели турки. Он собирается обрабатывать эти пустоши, посадить сады и огороды. Вообще, он и дальше собирается жить в том доме, в котором жили его родители и все его предки, поскольку в городе жить ему некомфортно. Здесь его корни, его земля, его сад, здесь он ближе к природе.

Глядя на эти пустоши, очень трудно поверить в то, что здесь можно что-либо вырастить, но, с другой стороны, многие земли Израиля выглядели пустынно, но трудолюбивые израильтяне все-таки умудряются выращивать на них фрукты и овощи. И Давид со своей задачей справится — здесь будут цветущие сады.

В ходе Шестидневной войны Израиль захватил обширные арабские территории, в том числе и Восточный Иерусалим. Многие арабы тогда бежали с завоеванных земель, хотя Израиль официально утверждал, что им ничего не угрожает.

Заброшенная арабская деревня Лифта… Она опустела уже давно, больше пятидесяти лет назад, когда образовалось Израильское государство. Тогда многие арабы покинули свои дома. На самом деле все зависело от деревенского старосты, который по-арабски называется мухтар. Видимо, здешний мухтар очень боялся евреев.

Правительство опасалось конфликтов между людьми, которые могут предъявить права на эти развалины. Поэтому в потолках домов проделали дыры. Муниципалитет Иерусалима хотел устроить здесь деревню художников, но ничего из этого не получилось. Одно время здесь жила коммуна хиппи и наркоманов, но их пришлось отсюда выгнать.

Очень неудобно перебираться по этой деревне среди развалин, которая расположились на крутых склонах холма. Но кое-где сохранились ступени, по ним я спустилась к источнику, к которому когда-то вся деревня ходила за водой. Сейчас он заброшен, но вода по-прежнему чистая. Даже рыба водится.

У источника в этой заброшенной деревне я встретила людей. Они собирались исследовать туннель, который был прорублен аж за 2 000 лет до н. э. Возможно, этот туннель — часть древнего водовода Иерусалима.

Примерно четверть населения Иерусалима — арабы. Они здесь спокойно живут, работают и, конечно же, торгуют. На улице Давида — центральной улице города, — расположен арабский рынок. Конечно же, арабский рынок по большей части — туристический, поскольку ни один турист не пройдет мимо центральной улицы. И чего здесь только нет! Бедуинские одежды, платочки, семисвечники, маечки с надписями на разных языках и много-много чего, просто глаза разбегаются, глядя на это разнообразие.

Но вот я набрела на магазинчик для русских. В нем продаются православные крестики, иконки. Оказывается, этот магазинчик посещали и известные наши соотечественники, на стенах много фотографий с популярными артистами, на одной из них хозяин магазина с Филиппом Киркоровым. Он очень тепло вспоминал эту встречу.

Есть в Иерусалиме и русская земля… Это русская подворье — территория его огромна. Правда, большая его часть отдана в долгосрочную аренду Израилю. Недалеко от Кафедрального Троицкого собора — гостиница, в которой располагались паломники-аристократы, рядом гостиница для паломников победнее. Площадь перед Троицким собором называется площадью Москвы, ее так назвали, когда отмечали пятидесятилетие государства Израиль. Тогда сюда приехали политические и культурные деятели из столицы России.

В Иерусалиме живут и христиане, и мусульмане, и иудеи самого разного толка. Это самый религиозный город Израиля. Подавляющее большинство его жителей регулярно посещают, кто — церковь, кто — мечеть, а евреи, естественно, — синагогу. И раввинов в одном Иерусалиме больше, чем во всей остальной стране.

Бытует мнение, что раввин — это что-то вроде священника, на самом деле это не так. Раввин — это учитель. В современном Израиле это человек, который получил определенное о'[an error occurred while processing this directive]'бразование и сдал экзамены на знание священных текстов, обрядов и традиций и может возглавить религиозную школу.

Но вернемся к Суккоту… Праздник отмечается семь дней… Каждый день принимают гостей. А когда суккот заканчивается, сразу наступает другой праздник — Симхат-Тора. В синагогах читают особые молитвы, достают свитки Торы и семь раз обходят синагогу по кругу.

День, когда в синагогах заканчивается годичное чтение Торы, — для евреев большой праздник. Свитки Торы, которые до сих пор пишут на пергаменте гусиными перьями, выносят на улицу, и веселятся вовсю. Пение, под которое пляшут евреи, — на самом деле молитвы… Веселятся не только у СФтены плача, веселится весь Иерусалим…

Так же празднуют, поют и водят хороводы и на Новой площади, правда, здесь ни у кого нет свитков Торы. Я бы с удовольствием присоединилась к веселому хороводу, но танцуют только мужчины, а женщины стоят в стороне и смотрят. И так мужчины будут веселиться до утра.





Вам так же может быть интересно:


[an error occurred while processing this directive]\n[an error occurred while processing this directive]