[an error occurred while processing this directive]
Израиль | Истории | Новости | Фотографии | Юмор | Анекдоты

Чудо-юдо рыба фиш

Послушайте загадку: "По земле не хожу, на небо не гляжу, звезд не считаю, людей не знаю". Догадались? Конечно, догадались - это рыба. А при чем здесь рыба, когда речь идет об Израиле? И на это ответ найдется


Автор: ШАРОНОВА

Статья: Чудо-юдо рыба фиш

Сайт: Worlds.ru

[an error occurred while processing this directive]
Чудо-юдо рыба фиш
Послушайте загадку: "По земле не хожу, на небо не гляжу, звезд не считаю, людей не знаю". Догадались? Конечно, догадались - это рыба. А при чем здесь рыба, когда речь идет об Израиле? И на это ответ найдется.

КАКИЕ У РЫБЫ ПРИМЕТЫ?
Первая ассоциация лежит на поверхности. Рыба - это то, что можно съесть. Но не думайте, что в каждом израильском ресторане вам подадут фаршированную щуку (на идише "гефилте фиш"). Щуки здесь не водятся. Конечно, если поискать, то и они найдутся, но на поверку могут оказаться фаршированными морскими окунями. И вообще со съедобными рыбами у правоверных иудеев все не так просто. Ведь многие из них (из иудеев, а не из рыб) живут с головой, обращенной в прошлое, дотошно исполняя заветы отцов и дедов.

Они руководствуются Мишной - сводом правил повседневной жизни, выработанным во II веке. А там сказано, что годятся в пищу лишь те рыбы, которые имеют чешую и плавники.

И получается, что осетровые или угри - для еды не пригодны. Сомы тоже. Наверное, именно поэтому упитанные усатые сомы, подобно золотым рыбкам в прудах иных стран, спокойно резвятся в реке Иордан поблизости от того места, где она впадает в Тивериадское озеро. Таково официальное название этого водоема, а в Библии его часто называют Галилейским морем. Стоят толпы паломников в белых рубахах до пят на берегу Иордана, потом заходят в воду, распугивая сомов. Одни паломники совершают обряд крещения, другие смывают грехи. Почему именно здесь? По одной из версий, в этом месте Иоанн Предтеча крестил Иисуса.

"Иисус крестившись молился, отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: "Ты Сын мой возлюбленный; в Тебе мое благоволение!" (Лк.3:21-22).

Паломники окунаются в священную воду Иордана и мысленным взором представляют себе голубя в небесах, а простые туристы сидят в ресторане неподалеку и с удовольствием жуют рыбу святого Петра, почти не задумываясь, почему она так названа.

ЛОВЦЫ ЧЕЛОВЕКОВ
Как известно, вырос Иисус Христос в Назарете, небольшом городке в области Галилея на севере Израиля. Именно в этом городе жили его родители - Дева Мария и ее обручник Иосиф. Сюда был послан Богом ангел Гавриил и сказал ангел Деве Марии, что родится у нее сын. Она даст ему имя Иисус. И будет Он велик и назовет себя Сыном Всевышнего. Так и случилось. Именно в Назарете Иисус начал объяснять землякам, что Он послан "исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное". (Лк.4:18-19). Жители древнего Назарета скептически восприняли Его поучения, ибо "нет пророка в своем отечестве". Отправился Иисус Христос на берег Галилейского моря, и нашел там учеников - среди местных рыбаков. Потом их стали называть апостолами Иисуса, Его вестниками, посланниками. Одним из них был Петр, житель прибрежного городка Капернаума. Петром его позже назвал Иисус, а до этого его имя было Симон. "Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. И сказал им Иисус: "Идите за Мною. И Я сделаю, что вы будете ловцами человеков". И они тотчас, оставивши свои сети, последовали за Ним". (Мк.1:16-18). Называл Иисус апостолов, несущим людям Его учение, "ловцами человеков". А люди эти назвали одну из рыб Галилейского моря - рыбой святого Петра.

Нелегко было Иисусу убедить простых парней-рыбаков в своей божественной сущности. И тут Ему на помощь пришли рыбы - то, с чем рыбаки лучше всего знакомы.

УМНОЖЕНИЕ РЫБ И ДРУГОЕ
За долгие тысячелетия расцветали и разрушались города, приобретали неслыханную власть и теряли ее цари и императоры, приходили и уходили с этой земли народы - со своими обычаями, верованиями, а Галилейское море оставалось все тем же. Рыбацкие лодки и поныне бороздят его воды, рыбаки по-прежнему закидывают сети и вытаскивают их - пустыми или наполненными. И на овале озера (длина его 20 км, ширина 10 км) бывают шторма, подобные тому, в которое попала лодка учеников Иисуса.

"И увидел их бедствующих в плавании, потому что ветер им был противный: около же четвертой стражи подошел к ним, идя по морю, и хотел миновать их. Они, увидевши Его, идущего по морю, подумали, что это призрак, и вскричали. Ибо все видели Его и испугались. И тотчас заговорил с ними и сказал им: "Ободритесь; это Я, не бойтесь". (Мк.6:48-50).

В отличие от библейских времен, сейчас видны на Тивериадском озере еще и экскурсионные кораблики. Когда мы плыли на одном из них, вода была неподвижна и бела, как молоко, в белой мгле терялись горы, зеленая равнина тоже казалась окутанной туманом. В воздухе висела мельчайшая пыль, принесенная из пустыни горячим ветром. Легко верилось в то, что по застывшей воде - без бликов, без отражений - можно ходить "аки посуху". Верилось и в чудесный улов (однажды ученики Иисуса долго поднимали из озера пустые сети, но Он велел закинуть их еще раз - и сети наполнились). Вспоминалось умножение хлебов и рыб, тоже произошедшее где-то неподалеку - в плодородной долине Табха (Айн Шева). Огромная толпа народа собралась послушать Иисуса, спустился вечер. На всех было пять хлебов и две рыбки. Усадил Иисус людей на траве, взял хлебы, помолился и накормил пятью хлебами и двумя рыбами пять тысяч человек, кроме женщин и детей. Это событие описано у всех четырех евангелистов. "Не хлебом единым жив человек, просите о великом, и Бог даст вам сверх того и малое".

На одном из прибрежных холмов произнес Он Нагорную проповедь. На берегу Галилейского моря предстал перед своими учениками после Воскресения и благословил Симона-Петра стать его преемником и возглавить Церковь.

СИМВОЛ СПАСИТЕЛЯ И ВЕРА
В самые первые века нашей эры, когда христианство было гонимо, последователи учения Иисуса Христа тайно молились в пещерах. И на их стенах они изображали рыбу - символ Спасителя. Верующие назывались тогда pisciculli (рыбки). Было замечено, что буквы греческого слова, обозначающего рыбу, составляют первые буквы слов (по-гречески) Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель. Символ рыбы заменял изображение Христа, его находили на печатях и светильниках в римских катакомбах. А лодка (корабль) в христианской символике означала Церковь.

Более тысячи лет прошло с той поры, ряды христиан умножились. Им уже не надо молиться тайно. Сегодня миллионы паломников посещают Святую Землю.

Тому, кто прибывает в Израиль с восторженной наполненностью глубоко верующего человека, малой капли достаточно, чтобы восторг переполнил его. Каждый ждет своего чуда, проверяет свое сердце. Внутренний взгляд паломника не столько ищет материальных свидетельств былого (много ли их осталось, насколько они подлинны?), сколько изучает себя самого: откроется ли ему неведомое доселе, станет ли он лучше и добрее, будет ли ему явлено Божественное присутствие?

...Знала я, что в Иерусалиме, в храме Гроба Господня есть лик Божьей Матери. С иконой этой что-то необыкновенное происходит. Что именно? Это я запамятовала. Всезнающий гид Геннадий Морозов провел нас - двух коллег и меня - в одно из самых древних помещений храма. Слабо освещенный подвал, пусто, в углу - за стеклом и за решеткой небольшая икона Божьей Матери. Темная икона, канонического православного письма. Геннадий объясняет, что если к ней поднести свечу или зажигалку, можно увидеть, как она... открывает и закрывает глаза, поднимая и опуская веки. Мужчины рвутся посмотреть. Я скептически думаю, что в такой темноте можно любое увидеть: что себе внушишь, то и увидишь. Один отходит изумленный: глаза были открыты и закрылись. Второй удивлен не меньше: закрытые глаза открылись. Наступает моя очередь, вожу зажигалкой туда-сюда - темно-коричневый лик, миндалевидные глаза Богородицы смотрят на меня. Она на меня смотрит, я на нее - вроде изучаем друг друга. А мужчины за моей спиной уже выходят из помещения. Начинаю волноваться: как бы не отстать от них, не заблудиться в запутанном лабиринте храма, ничего я, видимо, не разгляжу. И вдруг вижу: один глаз на иконе закрылся, другой открыт. Богородица словно подмигивает, подтрунивает надо мной: твое воображение предсказывало тебе такое? Честно отвечаю: не предсказывало. И отхожу, ошеломленная.

БЕЗВЕРЬЕ И БЕЗРЫБЬЕ
А ведь предупреждал Господь тех, кто унизил себя до безверья: "Вспоминайте жену Лотову" (Лк 17:32). Праведника Лота, его жену и дочерей Бог помиловал, когда покарал за пороки библейский город Содом. Покидая город, помилованные не должны были сожалеть о нем и оглядываться. Жена Лота нарушила запрет и превратилась в соляной столб.

Что это? Художественный образ? На карте Израиля имеется город Содом на берегу Мертвого моря, паломникам показывают соляные горы и столб из соли, напоминающий женскую фигуру.

Мертвое море ранее называлось Соленым. Если бы этот номер журнала выходил 1-го апреля, можно было бы пошутить, что в море этом водится соленая рыба. Вода здесь действительно солонее, чем в каком-либо другом месте на Земле, но другое название моря - Мертвое. В нем нет никакой живности. Полное безрыбье. Представьте себе: вокруг каменистая пустыня. В самом низком месте суши на Земле (400 метров ниже уровня моря) - огромный вытянутый бассейн с насыщенным солевым раствором. На берегу - песок, у кромки воды он побелел от соли, на метр-два от берега - песчаное дно, а дальше - придонная корка солевых кристаллов, жесткая, как крупная терка.

Купаться здесь нужно с большой осторожностью: следить за тем, чтобы не поранить ногу о кристаллы на дне, чтобы вода не попала в глаза, чтобы не набрать ее в рот - слишком велика концентрация солей. Большая часть купающихся ходит по дну около берега, некоторые "сидят" в воде, стараясь держаться подальше от соседей - как бы те случайно не брызнули им в глаза. Вылезешь из воды (не советуют быть в ней дольше четверти часа), проведешь рукой по телу, и кажется, что оно смазано глицерином или растительным маслом. Если есть какая-то ссадина, соль ее разъедает, правда, потом рана залечивается очень быстро.

Походишь-походишь по воде, позагораешь на солнце, сполоснешься под душем - и ни разу не подумаешь: а зачем нужно такое экзотическое купание, где мало удовольствия, а много опасений. Даже от единственного купания кожа становится как шелковая, а сам ты приходишь в умиротворенно-расслабленное состояние, - такое благотворное действие на организм оказывают соли Мертвого моря.

Еще одно название этого водоема - Асфальтовое море - вспоминаешь, когда видишь асфальтово-черных людей, вымазанных местной грязью. Она хороша и для здоровой кожи, и для больной.

Пустынный и безжизненный берег единственного на Земле "пересоленного" моря (в него впадает довольно полноводный Иордан, но от этого Мертвое море не становится более пресным) покрыт обжитыми оазисами курортных центров: в тени многоэтажных отелей раскинулись пальмы, дорожки для прогулок, кафе, рестораны.

Люди едут сюда не за развлечениями, хотя и они имеются, а за здоровьем. Благодаря сочетанию уникальных природных условий (соли Мертвого моря, грязи, минеральные воды, насыщенный целительными испарениями воздух, лишенный аллергенов) и хорошей медицины здесь излечиваются от многих болезней. Особенно хорошо помогают здесь больным псориазом, экземой, нейродермитом и другими кожными болезнями. Хорошие результаты дает лечение хронического бронхита и бронхиальной астмы, а также заболеваний мышц и суставов (ревматоидный артрит, болезнь Бехтерева, артрозы). Поневоле вспомнишь мертвую и живую воду из сказки: чтобы оживить человека, нужно сначала брызнуть на него мертвой водой, а лишь потом живой.

КРАСНЫЕ РЫБЫ
Если в Соленом море соленых рыб нет, то в Красном море красные рыбы водятся. Не в смысле цвета их "мяса", а в смысле красоты. Даже самый богатый аквариум - это нечто конечное и повторяющееся, а разнообразие подводной жизни Эйлатского залива превосходит самое богатое воображение. Придумайте рыбу любой формы и расцветки, скажем, в желтый и зеленый горошек, в продольную полоску, в поперечную. Или - голубую, длинную, с плавниками маленькими и прозрачными, как крылья стрекоз. Или похожую на дикобраза с пестрыми растопыренными иглами. Что бы вы ни придумали, такая рыбина вам раньше или позже встретится.

Лучший пляж для рассматривания морских обитателей - у отеля "Принцесса", неподалеку от границы с Египтом. А если кому-то хочется побывать под водой и при этом не намокнуть, то пожалуйте в подводную обсерваторию "Коралловый мир". Спускаемся по винтовой лестнице внутри здания и попадаем... в "Наутилус" капитана Немо. Сквозь окна "подводной лодки" виден коралловый риф, диковинные рыбы, электрические скаты, морские черепахи.

Израильский курорт Эйлат расположен вдоль дуги морского побережья, его 11 километров то песчаных, то галечных пляжей ограничены с двух сторон государственными границами - с Египтом и с Иорданией. Три государства работают над тем, чтобы превратить берег Красного моря в международную Ривьеру, ведь условия для курорта здесь отличные - купаться в прозрачной морской воде можно круглый год. Перестраивается и аэропорт в приграничном иорданском городе Акабе, предполагается, что им будут пользоваться и израильские пассажиры.

РЫБНОЕ БЛЮДО НА ЗАКУСКУ
Побывали мы с вами на берегах трех морей - Красного, Мертвого и Галилейского. А ведь в Израиле есть еще одно море - Средиземное. На его берегу - отличные курорты с песчаными пляжами - Натанья, Тель-Авив. Да, да, не удивляйтесь: Тель-Авив - административный и деловой центр Израиля с высотными зданиями офисов, потоками денег и машин. Но если посмотреть на него с моря, то его трудно отличить от обычного средиземноморского курорта - вдоль пляжа выстроились гостиницы; люди загорают, купаются.

Отдыхать на Средиземном море и не отведать его даров? Не будем ужинать в Тель-Авиве, поедем в КЕСАРИЮ. В не'[an error occurred while processing this directive]'й и сейчас живут небедные люди, а некогда здесь был город Ирода Великого, названный в честь римского императора Кесаря Августа. В роскошных виллах развлекались римские наместники, здешние улицы помнят и шаги прокуратора Иудеи Понтия Пилата.

Темнеет по-южному рано, успеем ли мы увидеть амфитеатр, крепостные стены, мраморные статуи?

Бродим по слабо подсвеченным улицам древнего города, ощущаем себя среди декораций огромного театра, где разыгрывается История, не имеющая конца. Чудится, как перекликаются стражники, как цокают лошадиные подковы по каменной мостовой. Что там за судно на горизонте - иноземные гости или рыбаки?..

У кромки прибоя - арабский ресторан. Вскоре на нашем столе появляются десятки закусок, форель в миндале, креветки, осьминоги, кальмары. У арабов гораздо меньше запретов на еду, чем у евреев.

Волны Средиземного моря набегают на берег, их пенные брызги доносят до нас маленькие блестящие капельки.


Вам так же может быть интересно:


[an error occurred while processing this directive]\n[an error occurred while processing this directive]