[an error occurred while processing this directive]
Индия | Истории | Новости | Фотографии | Юмор | Анекдоты

Варанаси

Варана́сиas — главный город одноименной области в северо-восточной Индии (штат Уттар-Прадеш) — город, имеющий для индусов такое же значение, как Ватикан для католиков, средоточие брахманской учёности. Считается святым городом для буддистов и джайнистов, наиболее святым местом в мире в индуизме (как центр Земли в индуистской космологии). Один из старейших городов мира и, возможно, старейший в Индии.


Статья: Варанаси

Сайт: Википедия

[an error occurred while processing this directive]
Название города Варанаси вероятней всего происходит от названий двух рек Варуна (англ.)русск. и Асси так как Варуна вливается в Гангу севернее, а Асси южнее города. Согласно иному мнению, река Варуна первоначально называлась Варанаси, что и дало имя городу. Последнее редко учитывается историками, хотя некоторые старинные тексты делают эту гипотезу весьма вероятной.

Среди исторических названий Варанаси так же встречаются Авимуктака, Анандаканана, Махасмасана, Сурандхана, Брахма Вардха, Сударшана, Рамья и Каши.

В Ригведе город упоминаелся как Каси или Каши, «Сияющий» как аллюзия на исторический статус города как центра наук, литературы и культуры. Кашиханда описывает славу города в 15 000 стихах Сканда-пураны. В одном из стихов бог Шива говорит
Древняя история

Согласно легендам, город был основан богом Шивой около 5 000 лет назад и поэтому Варанаси является одним из наиболее важных мест паломничества в Индии. Варанаси входит в семерку священных городов индуизма. Много индуистских писаний, таких как Ригведа, Сканда-пурана, Рамаяна и Махабхарата упоминают его.
Считается, что возраст Варанаси составляет около 3000 лет. Город был важным коммерческим и индустриальным центром благодаря производству муслина и шелка, парфюмерии, изделий из слоновой кости и скульптуры. Во времена Гаутамы Будды (родился ок. 567 г. д. н. э.) Варанаси был столицей царства Каши (англ.)русск.. Выдающийся китайский путешественник Сюаньцзан описывал его как центр религиозной, образовательной и художественной деятельности отмечая, что город простирался более чем на 51 км вдоль западного берега Ганги.

Каши Нареш и Раманагар

В XVIII веке Бенарес (Варанаси) стал столицей независимого царства Каши (англ.)русск. с британским управлением. В 1910 году был образован новый индийский штат со штаб-квартирой в Раманагаре, но без юрисдикции над городом Варанаси. Каши Нареш (религиозный глава Бенареса) по прежнему жил в форте Раманагара, расположенном на востоке от Варанаси по ту сторону Ганги. Форт Раманагар был построен раджой Каши Нареша Балвантом Синхом из кремового песчанника в XVIII столетии в типичном стиле моголов (англ.)русск. с резными балконами, открытыми внутренними двориками и живописными павильонами. Вторым фортом Каши Нареша был дворец Чет Синх возле Шивала Гхата, построенный махарджей Чет Синхом.

Форт Раманагар и его музей стали памятником истории царей Бенареса и с XVIII столетия являются резиденцией Каши Нареша.

События 1857 года

Во время восстания сипаев в городе произошла резня, учиненная британскими военными, во время которой погибло много солдат-индусов и жителей города.

Описание города в конце XIX века
Варанаси лежит на протяжении около 8 км под 25°17′ с. ш. 83°04′ в. д. (G) (O) (от Гринвича), раскинувшись амфитеатром на левом берегу Ганга, который в этом месте образует небольшую бухту и имеет ширину, изменяющуюся по временам года от 550 до 850 м при глубине от 25 до 30 м. Б., если смотреть на него с берега Ганга, представляет весьма оригинальный и живописный вид. Он состоит из лабиринта темных, сырых, грязных, извилистых и узких улиц, по которым не везде может пройти слон. Экипажи здесь не в употреблении. Дома, число которых в 1872 году достигало 35741, в основном трёхэтажные, но часто встречаются также и пяти-, и шестиэтажные. Так как каждый верхний этаж выдается немного вперед над нижним, то самые верхние этажи стоящих один против другого домов почти сходятся между собой. Весьма многие из них снабжены балконами, балюстрадами и круглыми или, скорее, пирамидальными куполами. Пестрота красок, которыми расписана большая их часть, с изображением на лицевой стороне цветов, животных, людей и богов придает им весьма оригинальный вид. Бенарес служит средоточием поклонения Шиве, или Манадеве, и посвященных этому божеству храмов насчитывается в городе более 1000. Но большая их часть в архитектурном отношении не представляет ничего величественного; старейший, значительнейший и наиболее почитаемый и посещаемый между ними есть храм Vishrayesa, то есть Господа мира. Во всех этих храмах главным предметом почитания служат стоячие лингамы из камня. Посвященные Шиве быки свободно бегают по всем городским улицам, между тем как во многих храмах Дурги почти на каждом шагу встречаются прыгающие обезьяны, которых там воспитывают и холят. Из храмов, принадлежащих секте Джайна, замечательны по своей архитектуре в особенности храм Ман-Мандиль, или дом Мандиль-Синга, который в 1680 г. был обращен в обсерваторию и снабжен великолепными, сохранившимися до сих пор астрономическими инструментами, равно как Джайн-Мандиль, или храм Джайны, впрочем, приходящие уже в разрушение. В числе находящихся в Б. трёхсот мечетей одна их самых величественных — мечеть Ауренг-Зеба, построенная недалеко от берега Ганга, на месте разрушенного индусского храма, с тремя куполами и двумя минаретами.
Число жителей Бенареса достигает 207570 (1881), но сильно колеблется благодаря множеству стекающихся ежедневно в Бенарес богомольцев и других пришельцев, число которых во время Рам-Лилы и Давалли, двух самых больших и блестящих из всех религиозных празднеств в Бенаресе, доходит с лишком до 100000 чел. Среди них более 20000 браминов, множество нищих, бродяг, всякого рода праздношатающихся и вечно покрытых грязью, почти совершенно нагих факиров. Но, кроме того, многие богатые и знатные индусы временно или в последние годы своей жизни поселяются в Бенаресе, где некоторые из них и умирают. Любимыми местами прогулок жителей служат каменные лестницы (гхаты), идущие от набережной к Гангу. Чтобы умереть около Ганга, лежащие при смерти больные приказывают нести себя на эти лестницы, на которых происходит сожжение трупов. Считается, что если человек умрет здесь, его душа больше не будет перевоплощаться, он выйдет из колеса Сансары. Б. и теперь, как в старину, служит центром браминской учёности и науки, хотя в новейшее время все более и более вступает в состязание с Бенаресом Калькутта, особенно в деле изучения языков. Бенаресские пандиты по-прежнему считаются первыми авторитетами во всех религиозных вопросах. Из множества учебных заведений наиболее замечательны индусская коллегия и учрежденная в 1792 г. Санскритская коллегия; обе они получают субсидию от английского правительства. В первой из них преподаются чтение, письмо и счисление, индусские законы, священная литература индусов на санскритском языке и астрономия. В другой преподается английский язык, английская история и литература, санскритский язык, языки индусский и персидский, равно как математика, политическая экономия и проч. Б., кроме того, служит средоточием цветущей промышленности и имеет важное торговое значение. В торговле приобрели известность изготовляемые здесь украшения из драгоценных металлов, золотые и серебряные ткани, бархат, шелковые и бумажные материи. Сюда привозится для продажи все, что Индия и сопредельные с нею страны производят ценного в области искусства и труда, равно как все естественные продукты вместе со всевозможными произведениями английской промышленности. Из бенаресских купцов некоторые принадлежат к богатейшим во всей Индии. — Б. весьма древний город, которому ещё в санскритских стихотворениях дается название Кази, то есть блестящий, и считается древнейшею школой браминов. В 1193 г. он был завоеван гуридом Кутб-эд-дином и в 1529 г. присоединен Бабером к империи Дели. При падении последней в начале XVII века князь газипурский стал повелителем города и страны Б. и в 1775 г. подчинился владычеству Англо-ост-индской компании, которая в 1781 г. сменила его и присоединила город с его округом к своим владениям. Ср. Sherring, «The sacred city of the Hindus; an account of B. in ancient and modern times» (Лонд., 1868); его же, «Hindu tribes and castes, as represented in B.» (Бенарес, 1872).

Область Б., занимающая пространство в 47431 кв. км, имеет 8179307 ж., в том числе 1,5 млн магометян и состоит из шести округов: Б., Мирзапур, Газипур, Бусти, Горакпур и Азимгар.

Географическая информация

География

Город расположен в центре долины Ганга в Северной Индии на её серпообразных отмелях. Это южная часть штата Уттар-Прадеш. Варанаси является центром одноименного округа. «Городская агломерация Варанаси» объединяет семь субъединиц общей площадью 112.26 км2. Вся агломерация простирается от 25°14′ с. ш. 82°56′ в. д. (G) (O) до 25°23′ с. ш. 83°03′ в. д. (G) (O). Земля в округе очень плодородна, благодаря низкому уровню грунтов и частым разливам Ганги в Индо-Гангской равнине.

Варанаси расположен в найвысшей точке между Гангой и Варуной со средней высотой около 80 м. Вследствие отсутствия притоков и каналов местность достаточно суха, что в прошлом должно было быть удобным для образования поселений. Однако современное расположение города несколько отличается от указанного в некоторых древних текстах.

Расстояние между слияниями Ганги с Варуной с одной стороны и Ганги с Асси с другой, где и расположен Варанаси, составляет 4 км. Индуисты часто совершают паломничество под названием Панча-Кроши Ятра в оба этих места, заканчивающееся в храме Сакши Винаяка.

Климат

В Варанаси влажный субтропический климат со значительным различием между летней и зимней температурой. Лето длинное, с раннего апреля по октябрь с муссонами и очень жаркое, как в Южной Азии (температура колеблется от 32 °C– до 46 °C). Зимы длинные, с сильными суточными вариациями (теплые дни и холодные ночи). Благодаря волнам холодного воздуха с Гималаев температура с декабря по февраль часто бывает ниже 5 °C. Зимой часты туманы, а летом — ветры под названием Лу (англ.)русск..

Из-за загрязнения воды, благодаря плотинам выше по течению и повышению температуры, уровень Ганги несколько снизился и по центру течения появляются новые островки.
Религиозная жизнь
В индуизме Варанаси признается как одно из главных мест почитания Шивы и Ганги. Город является также священным для буддистов (в Бенаресе и расположенном неподалеку от него Сарнатхе Будда Шакьямуни начал проповедь своего учения) и джайнов. Ввиду наличия крупной мусульманской общины (до трети населения), большое значение в городе имеет ислам.

Гхаты

Основная религиозная активность в Варанаси связана с набережными вдоль левого (западного) берега реки Ганга — гхатами. Всего насчитывается 84 гхата, наиболее важными в религиозном плане являются Асси, Кедар, Дасашвамедх, Маникарника и Панчаганга (перечислены в порядке расположения с юга на север).

Наиболее распространенным религиозном ритуалом для индуистов является омовение в водах священной реки. Ежедневно эту церемонию осуществляют десятки тысяч людей, бóльшая часть которых — паломники со всей Индии и Непала.

На Дасашвамедх-гхате ежевечерне проводится Ганга Аарти (Огненнная пуджа) — церемония жертвоприношения божеству реки Ганга, выполняемое несколькими специально подготовленными браминами.

На Маникарника гхате расположена одна из двух площадок для кремации. Утверждают, что огонь на этом месте не потухает на протяжении многих столетий.

Индуистские храмы

За прошедшие столетия в Варанаси построены тысячи индуистских храмов — мандиров, больших и малых. Древние постройки практически не сохранились из-за частых набегов мусульман и причиненных ими разрушений.

Самым известным их них является храм Каши Вишванатх («Золотой храм») в городском районе Годолия, кровля которого в 1835 г. была покрыта 820 кг чистого золота, которое пожертвовал сикхский правитель Пенджаба махараджа Ранджит Сингх.

Из старинных храмов также известен храм Дурги (XVIII в.).

На Лалита-гхате, находящемся под покровительством королевской семьи Непала, расположен единственный в Варанаси деревянный храм в непальском стиле по образцу храма Пашупатинатх в Катманду. Древесина ценных пород для его строительства была привезена из Непала.

Мечети

В конце XVII в. Варанаси был практически полностью разрушен могольским императором Аурангзебом, который распорядился выстроить на руинах индуистских храмов мечети. Так появились Гаянвапи-масджид на месте прежнего Вишванатх-мандира в Годолии и Аламгир-масджид (мечеть Аурангзеба) на месте Биндумадхав-мандира, которая, имея два минарета высотой около 70 м доминировала над береговой линией Ганги на Панчаганга-гхате. В начале 20 в. минареты рухнули в результате землетрясения.

Буддизм

Пригород Варанаси, Сарнатх, является местом, где Будда Шакьямуни, по преданию, прочел свою первую после просветления проповедь — «повернул Колесо учения». Здесь располагаются буддийские святыни — ступа Дхамек, руины храмов, построенных при императоре Ашоке. Сарнатх является местом паломничества буддистов со всего мира, здесь отстроены многочисленные буддийские храмы и монастыри.

Христианство

Христианские храмы и миссии располагаются в основном в кантонменте Варанаси, где ранее размещались колониальные власти и было сильно европейское присутствие.

Городская жизнь
Типичными в городской застройке Варанаси являются узкие улочки и переулки, называемые гали. Часто они настолько узкие, что по ним можно перемещаться только пешком или на мототранспорте. Гали формируют плотно населенные кварталы, которые называются мохалла.

Многие гали и мохаллы специализированы. В них размещаются базары, предназначенные для продажи определённых товаров: ювелирных изделий, шёлка, бытовой техники, посуды и скобяных изделий, молочных продуктов, мебели и т. д. Часто такая специализация отражается в названиях кварталов: Качаури Гали, Хоа Гали, Дал Манди, Татери Базар, Сатти Базар.

Названия некоторых кварталов восходят к проживающим в них общинам. Например, пенджабцы проживают в Лахори Тола, синдхи и гуджаратцы — в Сонии, выходцы из Южной Индии и Непала — в Чаухамбха, афганцы — в Бинья Багх. Бенгальцы на протяжении столетий селились в Бенгали Тола и переулках у Кедар гхата, а мусульмане живут в Маданпуре и Джалалипуре.

В некоторых названиях запечетлены имена известных людей: например, Даранагар назван в честь любимого сына Шах-Джахана, Дара Шикоха, который был губернатором провинции в 1660-х годов. В Навабгандже провёл свои последние годы Ваджид Али Шах, удалённый англичанами с трона набоб Авадха.

Есть районы, перенявшие названия рек, прудов и колодцев: Рамкунд, Дургакунд, Мансаровар.

Экономика и традиционные ремесла

Бенаресский шёлк

В Индии шёлковое сари из Варанаси является символом красоты, «бенаресский шёлк» считается одним из лучших в Индии. Традиционно ткачеством занимаются мусульмане, а продажами — индусы.

Шёлковая пряжа (кора) поступает сюда из южного штата Карнатака. В Варанаси ее особым образом обрабатывают, чтобы сделать как можно более мягкой: кипятят, скручивают, полируют воском, обрабатывают крахмальной мукой ритха. Затем из обработанной пряжи ткут полотно катан.

Из бенаресских тканей наиболее знаменита тяжелая парча ямдани, в которую добавляют зари — золотую или серебряную нить. Ныне такая ткань делается только по особому заказу; чаще используется синтетическая зари.

Известна также набивная шёлковая ткань танчой. Из орнаментов, используемых при ее изготовлении, популярны изначально бенгальский балучар (в который бенаресские умельцы также вплетают зари) и валкалам.

Узорчатые мотивы, к'[an error occurred while processing this directive]'оторые часто используются в бенаресских сари, называются гулдаста (букет), амби (манго), латифа (цветы), бел-бута (лианы и почки), бадал ме пхул (бутоны в облаках).

Производство шёлка концентрируется в районах Алайпура, Маданпура и Лаллапура. Многие ткачи работают на дому.

Точки оптовой продажи шелка, сатти, расположены на рынках в Голдхаре и Кундж Гали.

Образование

Варанаси традиционно является одним из образовательных центров Индии. В настоящее время в этом городе располагаются Санскритский университет Сампурнананд (основан в 1791 г.) и Бенаресский индуистский университет (основан в 1916 г.). В пригороде Варанаси, Сарнатхе, расположен Центральный университет тибетологических исследований, единственное в Индии высшее учебное заведение с государственной аккредитацией и финансированием, ведущее преподавание на тибетском языке. Университет (ранее — Институт) был основан в 1967 г. по инициативе Джавахарлала Неру и Далай-ламы XIV.






Вам так же может быть интересно:


[an error occurred while processing this directive]\n[an error occurred while processing this directive]