[an error occurred while processing this directive]
Индия | Истории | Новости | Фотографии | Юмор | Анекдоты

Лакхнау

Лакхнау — столица штата Уттар-Прадеш, в 516 км на восток от Дели. Население — 3,7 млн человек (2001). Является административным, научным и культурным центром. Расположена на реке Гомти.


Статья: Лакхнау

Сайт: Википедия

[an error occurred while processing this directive]
Лакхнау (от Лакшманпур — «город Лакшмана») по легенде получил свое название по имени Лакшмана (Лачмана) — младшего брата бога-героя Рамы, верного соратника в битве с демоном Раваной (События отражены в древней индийской эпической поэме Рамаяна). Исторически город формировался вокруг Лачман-тила (Холма Лакшмана).

История

В домусульманский период Лакхнау был частью индусского княжества Каннаудж.

В 1528 году город захватывает Бабур, основатель империи Великих Моголов. Его внук Акбар делает Лакхнау частью провинции (суба) Авадх. В 1732 году Мухаммад Шах, один из последних могольских императоров, назначил Мухаммада Амир Саадат Хана навабом-везиром (губернатором) Авадха. Саадат Хан стал основателем династии, известной как Навабы-вазиры Авадха, бывшей у власти до 1856.

Первоначально столицей Авадха был город Файзабад. При навабе Асафуддоуле в 1775 году столица переносится в Лакхнау. По мере ослабления могольской империи Лакхнау приобретает все большее политическое влияние, и центр мусульманской культуры перемещается из Дели в Лакхнау.

Шиизм

В отличие от Великих Моголов — суннитов авадхские Навабы были шиитами, и Лакхнау являлся также важным центром шиитской культуры и исламской юриспруденции с законодательной школой Фаранги Махал. Основные постройки, ритуалы, праздники и бытовой этикет Лакхнау также определялся шиизмом.

В Лакхнау проходят ежегодные процессии в месяц Мухаррам в память о мученичестве имама Хусейна и двух его сыновей, во время которых верующие выносят тазия — многоярусные макеты святилища шиитского имама в Карбале (Ирак). Во время остальной части года тазия находятся в Имамбарах («домах имама») — зданиях для шиитских ритуалов поминовения, в том числе в Большой Имамбаре, построенной навабом Асафуддаулой в 1784 г.

Достопримечательности

В XVIII—XIX вв. в Лакхнау был создан оригинальный архитектурный стиль (Лакхнавият), сочетающий в себе элементы национального и европейского зодчества, вариант индийского барокко. К этому стилю принадлежит большинство сохранившихся памятников религиозной и светской архитектуры.

Большая часть архитектурных достопримечательностей Лакхнау расположена вдоль южного берега Гомти или рядом с ним.

В 1784 году строится Бара (Большая) Имамбара, одно из самых грандиозных сооружений города. В постройке здания принимало участие 22.000 человек. Бара Имамбара известна своими тремя громадными сводчатыми залами. Один из которых является самым большим в Азии (длина 49,4 м, ширина 16,2 м, высота 15 м). Зал сделан без каких-либо внешних деревянных, железных или каменных балок, поддерживающих свод весом около 20.000 тонн. Весь комплекс состоит из нескольких зданий. В него входит мавзолей Асафуддаулы и его семьи и великолепная мечеть Асафи Масджид с множеством минаретов, расположенная на широкой площади.

Комплекс обнесен стеной, в которую встроены большие, украшенные орнаментом ворота Руми Дарваза (Турецкие ворота), построенные по образцу одних из городских ворот Стамбула (в исламском мире Византия, впоследствии Османская империя, была известна под названием «Рум»). Центр ворот украшен изображением двух рыб (махи маратиб) — гербом навабов, который можно встретить практически на всех постройках Лакхнау.

Недалеко от центрального моста через реку лежит главная торговая улица Хазратгандж, на севере которой на берегу Гомти стоит Имамбара Шах Наджаф, построенная навабом Гийасуддином Хайдаром. В ней находится и усыпальница этого правителя.

На западе в районе Хусейнабада находится богато изукрашенная Малая (Чхота) Имамбара, или Дворец Огней, которую так называют из-за огромного количества хрустальных светильников и люстр, хранящихся в ней. Над ансамблем Малой Имамбары, среди минаретов, маленьких куполов и арок возвышается центральный позолоченный купол. В Малой Имамбаре, построенной в 1837 г. Мухаммад Али Шахом (1837 — 42 гг.) находится отделанный серебром трон и гробницы навабов Авадха.

На западе от Имамбары в окружении руин возносятся в небо два минарета и три купола соборной мечети Джама Масджид, строительство которой было закончено после смерти Мухаммад Али Шаха, куда не впускают немусульман.

Индийское народное восстание

4 февраля 1856 г. состоялась официальная аннексия Авадха под предлогом дурного управления княжеством последним королем Ваджид Али Шахом. Низложенный король был сослан в Калькутту, а мятежные сипаи возвели на трон его малолетнего сына Бирджис Кадара и сделали регентшей королеву Хазрат Махал.

В начале 1857 г. многотысячная британская армия двинулась на Лакхнау, который стал одним из центров Великого народного восстания 1856—1858 гг. Наиболее драматичным эпизодом была долгая осада Резиденции, во время которой погибло большинство англичан, служивших в Лакхнау (в том числе, британский резидент Генри Лоуренс). Развалины Резиденции не восстанавливались и стоят как напоминание об этом трагическом периоде истории города. Руины, оставшиеся после битвы точно в таком же состоянии, какими они были после снятия осады 17 ноября 1857 г., произвели сильное впечатление на Марка Твена, описавшего осаду Лакхнау в своей книге «По экватору». Подробности осады и штурма Резиденции анализирует Ф. Энгельс в статьях «Взятие Лакхнау» и «Подробности штурма Лакхнау».

Исполнительские искусства Лакхнау

В XVIII в. в Лакхнау сформировалось поразительное разнообразие музыкальных и танцевальных форм. Многие вокально-музыкальные и танцевал'[an error occurred while processing this directive]'ьные школы северной Индии — гхарана ведут свое происхождение из Лакхнау.

Помимо профессиональных музыкантов в культурной жизни города немаловажную роль играли таваиф (куртизанки), среди которых было много поэтесс, танцовщиц и певиц.

В Лакхнау преимущественно развивалась классическая музыка стиля кхаял. Высокого уровня развития достигли тхумри — лирические песни кришнаитского содержания, в стиле которых смешались классические раги и народные мелодии, а также такие формы как дадра, таппа и тарана, которые называют «полуклассической» или «легкой» классической музыкой.

Катхак — основной жанр северо-индийского классического танца, также получил значительноее развитие. Технически катхак основывается на сильных и энергичных движениях ног, сложных ритмических композициях, сопровождающихся игрой на табле — паре барабанов.

Феcтиваль Лакхнау, который проходит в феврале, дает возможность познакомиться с этой живой традиций музыки и танца.




Вам так же может быть интересно:


[an error occurred while processing this directive]\n[an error occurred while processing this directive]