[an error occurred while processing this directive]
Перу | Истории | Новости | Фотографии

Геоглифы Наски

Линии Наски — группа гигантских геометрических и фигурных геоглифов на плато Наска в южной части Перу. Среди представленных изображений — прямые линии, треугольники, спирали, птица, обезьяна, паук и цветы. Поскольку достигают нескольких сотен метров в длину, с земли распознать затруднительно. В наше время, официально были обнаружены при полетах над плато в первой половине XX века. Благодаря полупустынному климату сохранились с глубокой древности. В 1994 г. внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.


Статья: Геоглифы Наски

Сайт: Википедия

[an error occurred while processing this directive]
С земли многие геоглифы разглядеть невозможно, поэтому рисунки были замечены только в 1939 году, когда над плато на самолёте пролетал американский археолог Пол Косок. Колибри имеет длину 50 метров, паук — 46, кондор простирается от клюва до перьев хвоста почти на 120 метров, а ящерица имеет длину до 188 метров. Почти все рисунки выполнены в этом огромном масштабе в одной манере, когда контур очерчен одной непрерывной линией. Истинную форму изображений можно наблюдать лишь с высоты птичьего полёта. Такого естественного возвышения поблизости не существует, зато имеются горбы-полугоры. Но чем выше подниматься над плато, тем эти рисунки становятся меньше и превращаются в непонятные царапины.

Огромный вклад в исследовании загадочных линий принадлежит немецкому доктору археологии Марии Райхе, посвятившей изучению линий Наска почти половину века. Её работы начались в 1941 году. Однако сфотографировать рисунки с воздуха она смогла только в 1947 году, воспользовавшись услугами военной авиации.

Относительно времени создания линий учёные сходятся — до XII века, когда в долине появились инки. Большинство исследований приписывает их создание цивилизации наска, населявшей плато до II в. н. э.

Технология создания
Сами линии нанесены на поверхность в виде борозд до 135 сантиметров шириной и до 40-50 сантиметров глубиной, при этом на чёрной каменистой поверхности образуются белые полосы — линии. Также отмечается такой факт: так как белая поверхность нагрета меньше, чем чёрная, то создаётся разница давления и температур, что приводит к тому, что данные линии не страдают в песчаных бурях.

Ведущая исследовательница геоглифов Мария Райхе утверждает, что создатели рисунков сначала делали небольшие эскизы, а затем воспроизводили их в нужных больших размерах. В качестве доказательства Мария Райхе показывает небольшие эскизы, обнаруженные ею в этом районе.

Кроме того, на концах, образующих рисунки, были найдены деревянные сваи, вбитые в почву, которые играли роль координатных точек при нанесении рисунка. Установлено, что эти сваи относятся к VI—I в. до н. э. (к этому же периоду относятся и остатки поселений культуры наска, обнаруженные недалеко от таинственных рисунков).

Есть версия, что рисунки животных и птиц являются предшественниками полос и линий — многие трапеции, прямоугольники и прямые пересекают более сложные фигуры, частично зачёркивая их. Очевидным выводом из этого является то, что роспись пустыни выполнялась в два приёма. Причём приходится признать, что ранняя фаза была более совершенной, чем последующая — выполнение зооморфных фигур требовало несравненно более высокого умения и искусства, чем прорезание прямых линий.

Некоторые учёные, которые не поддерживают эту версию, объединяют эти два этапа и высказывают предположение, что культура наска владела техникой художественного самовыражения как в геометрической, так и в фигуративной форме, однако эти не имевшие письменности племена исчезли с перуанской исторической сцены за много веков до появления их более известных наследников, каковыми являются инки.

Назначение
Линии Наски ставят перед историками немало вопросов — кто их создал, когда, зачем и каким образом, поэтому для ответов на эти вопросы выдвигаются различные версии.

Помимо ритуального, не исключено и астрономическое значение этих линий. Мария Райхе первая предположила, что линии могут являться самым большим в мире астрономическим календарём. Вполне, даже вероятно, что представитель культуры наска могли быть астрономами-наблюдателями, — по крайней мере, по мнению доктора Филлиса Питлуги (астронома чикагского планетария). После интенсивного изучения взаимного расположения звёзд в Наска с применением компьютерных методов она пришла к выводу, что знаменитое изображение паука задумано как диаграмма гигантского звёздного скопления в созвездии Ориона, а сопрягающиеся с этой фигуры прямые — как стрела, линии характеризуют изменение склонения трёх звёзд в Поясе Ориона.

Поскольку с земли многие геоглифы разглядеть невозможно, выдвигались предположения, что с помощью таких узоров древние обитатели долины общались с божеством.

В популярной литературе можно встретить домыслы о том, что полосы в пустыне Наска предназначены для посадки инопланетных космических кораблей, ведь до начала XX века человечество не было способно к полётам. При этом остаётся необъяснённым, зачем инопланетянам, способным преодолевать световые годы межзвёздных пространств, вообще нужны грунтовные взлётно-посадочные полосы и примитивные визуальные ориентиры. Естественно, нет никаких свидетельств, что полосы в Наска когда-либо использовались для взлёта или посадок летательных аппаратов. Гипотеза сомнительна еще и потому, что рисунки различимы до сравнительно небольшой высоты — не более 100—150 метров над землей. Крайне сомнительно, что это могло бы облегчить посадку космического корабля или другого большого летательного аппарата, для которого маневрирование в такой близости от земли практически невозможно. Существует более правдоподобное предположение, что древние индейцы могли все же придумать и изготовить примитивный тепловой аэростат, способный поднять человека на небольшую высоту. В 80-е годы такой аэростат, построенный энтузиастами из материалов, доступных древним индейцам, действительно смог подняться в воздух. Для пилота такого «летательного аппарата», практическая ценность которого сомнительна (но который вполне мог использоваться в ритуальных целях), фигуры были бы доступны обозрению.
Существующие аналоги

Видимо, ближайшим аналогом (а, возможно, и предшественником) рисунков Наска, на удалении порядка 30 км от Наска, является малоизвестное плато Пальпа. Оно немного меньшего размера, но имеет существенно иной рельеф. Большинство геоглифов находится на плоских вершинах, как бы искусственно срезанных холмов. При этом окружающие холмы совершенно не тронуты.

Ещё менее известны и очень похожи г'[an error occurred while processing this directive]'еоглифы Северной Америки близ города Блайт (Калифорния, США). Их, правда, совсем немного.

Влияние человека
Захоронение в пампе мусора жителями города Наска негативно сказывается на состоянии знаменитых линий. Мэр города написал заявление, в котором протестовал против недостатка финансирования города. По указу президента Альберто Фухимори город получал деньги для превращения ирригационных каналов в место паломничества туристов. К сожалению, это заключалось в переносе и реконструкции точек доступа к каналам в места, которые, по их мнению, больше для этого подходили. Президент Алехандро Толедо прекратил это финансирование.

Культурные аллюзии
Линии Наски фигурируют в одном из романов про девушку-сыщика Нэнси Дрю
В фильме Стивена Спилберга «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа».

Интересные факты
Грунт под линиями уплотнён, что является следствием прохождения по линиям большого числа людей в ритуальных целях.



Вам так же может быть интересно:


[an error occurred while processing this directive]\n[an error occurred while processing this directive]