[an error occurred while processing this directive]
Гватемала | Истории | Новости | Фотографии

Араваки

Араваки были не первым народом, обитавшим на островах Карибского моря. До них здесь обитало мирное и не слишком многочисленное племя сибонеев. Араваки вытеснили их, но сделали это без особых кровопролитий. Они и сами были не особо воинственными людьми. Существует не так уж много свидетельств о том, какой образ жизни вели эти племена и кому поклонялись…


Статья: Араваки

Сайт: Worlds.ru

[an error occurred while processing this directive]
Араваки были не первым народом, обитавшим на островах Карибского моря. До них здесь обитало мирное и не слишком многочисленное племя сибонеев. Араваки вытеснили их, но сделали это без особых кровопролитий. Они и сами были не особо воинственными людьми. Существует не так уж много свидетельств о том, какой образ жизни вели эти племена и кому поклонялись…
В 1492 г. Христофор Колумб впервые встретился с миролюбивым народом, который приветствовал мореплавателя криками: "Таинос! Таинос!", что значит "мир, мир". Испанцы назвали своих аборигенов "таинос". Сегодня этот вымерший народ называют араваками.
Они явились на Карибские острова из Южной Америки, переплывая морские просторы на больших каноэ. За тысячу лет до них здесь обитали сибонеи, люди каменного века, которые странствовали в поисках пищи. В отличие от сибонеев более цивилизованные араваки вели оседлую жизнь: занимались сельским хозяйством, жили в деревнях общинами по пятьдесят человек. Несмотря на благодатный климат, они получали от природы лишь самое необходимое. Основным продуктом питания был хлеб из маниоки. Сочные корни растения перетирались, а ядовитый сок отжимался в специальном чулке. Полученную массу промывали, кипятили и сушили. После чего пекли из нее лепешки "йабас" с ореховым вкусом. Ядовитый сок маниоки применялся аборигенами для рыбной ловли. Он парализовывал рыбу. Впрочем, крючками различных размеров араваки также не брезговали.
Обычно индейцы селились недалеко от реки. Когда подниматься вверх по течению на каноэ было уже невозможно, араваки останавливались и начинали обустраиваться. На одном месте островитяне жили до тех пор, пока не пересыхала река или не истощался плодородный слой почвы, смываемый дождями с горы к ее подножью. Решения принимались касиком, главой самой уважаемой семьи, самым мудрым и сильным человеком в деревне. Попутно касик был жрецом и указывал всем, что нужно делать. С утра часть людей он бросал на подсечно-огневое земледелие, часть направлял на охоту и рыбалку, женщины занимались работой по дому, делали керамику, плели корзины и "хамака", гамаки, которые полагалось иметь каждому араваку. Самые умелые шли строить каноэ, которые могли принимать на борт до ста человек. Неудивительно, что из Южной Америки индейцы смогли перевезли все полезные растения. Из них делали музыкальные инструменты, утварь, идолов, яды и отравляющие вещества. Из растений получали краску "руку", которой разрисовывали тело, чтобы навести ужас на врагов, а заодно отогнать москитов. Растения давали тепло, свет и кров. Они лечили и украшали. Их использовали в магии. Из них делали талисманы и средства личной гигиены. Араваки умели плести хлопковую нить, но одежды не делали. Ее им заменяли повязки на голове, коленях и локтях.
Островные индейцы представляли из себя народ, как правило, мирный. Свирепое выражение лица достигалось многолетним ношением доски, привязанной ко лбу. Эта неприятная процедура делала их пучеглазыми и на вид совершенно дикими. Жрецы старались обуздать звериные инстинкты своих подопечных, справедливо рассудив, что спокойными людьми управлять гораздо легче.
Островитяне были чрезвычайно религиозны и до смешного суеверны. Например, они никогда не употребляли в пищу рыбу с длинными носами и горбами, так как считали, что горбы и носы, наподобие рыбьих, могут вырасти и у них. Если араваки плыли мимо места, где утонул человек, то непременно бросали за борт немного еды для утопленника. Иначе утопленник мог рассердиться и перевернуть лодку. Перед рыбалкой индейцам нельзя было есть мягкие фрукты и овощи. В противном случае рот у рыбы становился мягким, и поймать ее на крючок было бы уже невозможно. Солнце, песок, деревья, тьма, болезнь были для аборигенов живыми существами. Во время лунных затмений они танцевали всю ночь, так как полагали, что злые духи пожирают ночное светило. Араваки думали, что все предметы, окружавшие их, имели тело и дух. В одних предметах жили злые духи, в других - добрые.
Мир, переполненный сверхъестественным, сильно пугал индейцев. Поэтому они всегда пытались добиться расположения у природных сил, соседей, а позднее - у испанцев. Своих богов араваки называли "земи", "магическая власть". Их делали из всего, в чем могли бы обитать добрые духи. Земи контролировали, сопровождали человека, влияли на его активность, на рост урожая, охоту, рыбалку. Верховного бога звали "йокаху", "дающий маниоку". Он имел форму вулканического острова. Помимо "йокаху", араваки почитали "атабейру", отвечавшую за плодородие и деторождение. Кроме того, она управляла движением воды и Луной. Весьма почитаемым божеством был и "опиль ваобиран", сын тьмы, который охранял души мертвых. Останки предков араваки вешали в корзины под потолок жилищ. Они полагали, что если таким образом будут присматривать за костями, то умершие присмотрят и за ними.
С религией и многочисленными божествами "земи" ученые соотносят рисунки на камнях, петроглифы. Эти изображения исключительно добрых духов наносились на большие камни для того, чтобы отгородить местность от влияния духов зловредных. Многие петроглифы были обнаружены в непосредственной близости от рек, протекающих через густой лес. Члены общины могли использовать эти места для купания. Как правило, такие "банные" точки находились на некотором удалении от деревни. Поэтому араваки, отправляясь к реке через лесную глушь, должны были быть уверены, что с ними ничего не случиться. Эту уверенность и придавали петроглифы. Если ураган или тропический ливень загонял индейца в темную пещеру, то и там его поджидали добрые духи, выдолбленные на камнях. Петроглифы еще можно кое-где увидеть. На многих островах Карибского моря загадочные символы и знаки не сохранились '[an error occurred while processing this directive]'из-за того, что были нанесены на мягкие камни. К сожалению, вода и ветер делают свое дело. Даже те немногие рисунки, что сохранились, за тысячу лет стали менее заметны. Со временем они и вовсе исчезнут.
К XIII веку араваки перебрались с Малых Антильских островов на Большие. Индейское население росло, и крохотные клочки суши уже не могли прокормить всех краснокожих. К тому же с юга наседали воинственные карибы. Они занимались грабежом и насилием. Детей, рожденных от пленниц, карибы съедали. Особенно ценилось мясо мужчин и мальчиков, которых предварительно оскопляли и откармливали. Некоторые ученые считают карибов теми же араваками, но более дикими.
Не прошло и ста лет после открытия Вест-Индии, а на Кубе и Гаити не осталось ни одного аравака. Испанцы заражали аборигенов болезнями, мужчин угоняли в рабство, женщины оставались без детей. Так вымер целый народ. Его участь разделят и жестокие карибы с Малых Антильских островов, но это случится через несколько веков.






Вам так же может быть интересно:


[an error occurred while processing this directive]\n[an error occurred while processing this directive]