[an error occurred while processing this directive]
Сомали | Истории | Новости | Фотографии

Бушмены

У африканского племени бушменов до недавнего времени не было понятия частной собственности. По их представлениям, все животные на земле – общие, и на них может охотиться любой. Кого убить – дикую антилопу или корову, за которой не углядели хозяева, бушмену все равно. Терпеть рядом с собой такой народ не могли ни африканские племена, ни белые поселенцы. Совместными усилиями они оттеснили бушменов в бесплодные пустыни.


Статья: Бушмены

Сайт: Worlds.ru

[an error occurred while processing this directive]
У африканского племени бушменов до недавнего времени не было понятия частной собственности. По их представлениям, все животные на земле – общие, и на них может охотиться любой. Кого убить – дикую антилопу или корову, за которой не углядели хозяева, бушмену все равно. Терпеть рядом с собой такой народ не могли ни африканские племена, ни белые поселенцы. Совместными усилиями они оттеснили бушменов в бесплодные пустыни.
Галерея под открытым небом. Выставочный зал - африканская саванна. Вместо полотен камни, на которых высечены странные изображения. Изящество и гармоничность линий сочетаются здесь c крайней условностью изображений. Слон, похожий на огромную запятую. Солнце, напоминающее каракатицу. Голова носорога… Дэвид Моррис, археолог: "Больше всего здесь изображений антилоп-канна, носорогов и страусов. Ряд исследователей полагает, что не все эти рисунки сделаны бушменами, но наши исследования говорят об обратном". Антропологи полагают, что некогда весь юг Африки ниже реки Замбези был территорией бушменов. Но постепенно негроидные племена вытеснили их на север в пустыни и леса. Свое название этот народ получил от белых поселенцев: бушмены - значит лесные люди. Лес для них - естественная среда обитания, как для зверей и птиц. Недаром в представлении бушменов они вместе со всем, что существует в природе - животными, небесными светилами, - раньше были одним народом. Солнце в бушменских мифах - это человек, у которого светились подмышки. Когда он поднимал руку, земля озарялась светом, ложился спать - все погружалось во тьму.
Дэвид Моррис: "Первобытные бушмены рисовали не ради собственного удовольствия. Это была охотничья магия: изображения, высеченные на камне, отождествлялись с реальными животными. Многие рисунки носят символический характер. Как, например, агнец в христианском искусстве - он там не просто ягненок, а воплощение определенной идеи". Что означают эти символы, не помнят теперь и сами бушмены. Одно из самых загадочных изображений, высеченных бушменами на камне, - страус с двумя головами. Ученые до сих пор гадают, зачем бушменам понадобилось изображать две страусиные головы вместо одной. Многих животных - таких, как носорог, слон или гиппопотам, - бушмены наделяли магическими свойствами. Носорог считался "дождевым зверем". Изображая его на камне, бушмены думали, что вызывают тем самым дождь. Дождь же, вернее, Дождевое Облако, был одним из главных бушменских божеств. Отправляясь на охоту, мужчины просили богов послать им удачу, а по возвращении часть добычи обязательно приносили им в жертву.
В последние десятилетия ученые проявляют такой интерес к бушменам, что его иначе, как бушменоманией, не назовешь. Число написанных об этом народе статей, наверное, превышает число самих бушменов. Оно и понятно - до недавнего времени бушмены сохраняли первобытный уклад, а об их умении выживать в самых невероятных условиях вообще ходят легенды. Отчасти поэтому в массовом сознании утвердился образ бушмена - эдакого взрослого ребенка, живущего в полной гармонии с собой и природой. Но мир быстро меняется, меняя жизнь целых народов. Деревня Муэпа в шестидесяти километрах от города Кимберли. Когда-то эта территория принадлежала африканскому племени тсвана, дружественному бушменам. В конце семидесятых правительство построило здесь военную базу, а коренных жителей переселило на другие земли. После падения режима апартеида в ЮАР база прекратила свое существование. Какое-то время она пустовала, но постепенно здесь стали селиться бушмены. Большинство перекочевало сюда с юга Замбии, но много выходцев из Анголы и Намибии.
Сальвадор, бушмен: "На самом деле здесь живут представители двух племен. И те и те - бушмены, но с разных концов Африки. У них довольно мало общего. Разная культура, разные традиции, даже языки разные. Настолько, что люди с трудом понимают друг друга. Приходится пользоваться языком жестов или африкаанс. Но его знают далеко не все". Речь бушмена для нашего слуха звучит крайне непривычно. Это что-то вроде упражнения для выработки четкой дикции. Кто-то из исследователей Африканского континента называл бушменов "последними на планете живыми ископаемыми". К началу прошлого века их оставалось менее десяти тысяч. Считалось, что этот народ обречен на вымирание, так как в принципе не способен адаптироваться к условиям современной цивилизации. Но за последние сто лет численность бушменов выросла почти в десять раз.
Бушмены - кочевники. Их жилище - это шалаш или навес из веток и травы. Еще недавно кормились они исключительно охотой. Причем домашние животные, принадлежавшие белым фермерам или другим племенам, в их представлении ничем не отличались от диких зверей. Сальвадор: "Раньше люди охотились, когда им было нужно, и убивали, сколько им было нужно. Потом нам сказали, что без специального разрешения охотиться нельзя. Бушмены этого не понимают и не принимают. Разрешение - ведь это просто кусок бумаги. По какому праву белые чиновники запрещают нам делать то, что мы делали, когда их здесь и в помине не было? Для бушмена охота - это не просто взял ружье и пошел в саванну. Это способ общения с нашими богами. Почему для этого надо получать какие-то бумаги от белых?"
Стремясь привязать бушменов к месту, южно-африканское правительство, выделило им двенадцать тысяч гектар земли. Кстати, совсем недалеко от деревни Муэпа. Жилище современного бушмена - в недавнем прошлом армейская палатка, переоборудованная под "апартаменты". Стен внутри, разумеется, никаких нет. Вместо них - простыни, развешанные на проволоках. Кстати, очень удобно: сколько комнат захочешь, столько себе и сделаешь. Обстановка здесь мало чем отличается от той, что мы привыкли видеть в студенческом общежитии. Те же продавленные кровати, которые при малейшей попытке на них сесть издают чудовищный скрип. Те же облезлые тумбочки. Только вот электричество бывает далеко не всегда и проведено оно далеко не во все палатки. Переход к оседлому образу жизни полностью изменил привычки и психологию бушменов. Но многие предметы, их окружающие, еще напоминают об охотничьем прошлом этого народа. Типичный аксессуар бушмена - на первый взгляд обыкновенная палка, на которой вырезаны и выжжены какие-то узоры. На самом деле - никакая не палка, а универсальный набор ножей. Незаменимое орудие труда. И обороны.
Многие жители деревни Муэпа работают пастухами у белых фермеров. Не менее массовая профессия - смотритель в заповеднике или национальном парке. Здесь у бушменов нет конкурентов - никто лучше них не знает повадки зверей и птиц. Правда, молодые бушмены уже не чувствуют себя в лесу и саванне как дома. Их больше влечет футбол, чем охота. Футбол у бушменов - не просто самый популярный вид спорта. Он для них наподобие религии. Самое интересное в том, что об этом виде спорта они узнали совсем недавно - в шестидесятых годах прошлого века. Причем п'[an error occurred while processing this directive]'ервыми о футболе узнали бушмены, жившие на территории Анголы, которая в те времена была колонией Португалии. Купить настоящий футбольный мяч здесь могут далеко не все. Но мальчишек это нисколько не смущает - они гоняют все, что подворачивается под ногу.
Адаптации бушменов к современной жизни - процесс довольно болезненный. Вместе с плюсами они получают и все минусы цивилизации. Еще недавно бушмены даже не знали, что такое спиртные напитки. Теперь алкоголизм - одна из главных проблем этого народа. Ведь бушмену, даже самому крепкому, ста граммов виски достаточно, чтобы полностью потерять человеческий облик. Если с этой бедой не удастся справиться, бушмены рискуют и в самом деле оказаться "последними на планете живыми ископаемыми". Впрочем, у Сальвадора на этот счет свое мнение: "Мы выжили в более чем двадцатилетней войне в Намибии, выжили в безжизненных песках Калахари. Выживание - это искусство, которому мы учились с самого начала. Так что, думаю, выживем и в этот раз".








Вам так же может быть интересно:


[an error occurred while processing this directive]\n[an error occurred while processing this directive]