Марокко | Истории | Новости | Фотографии | Юмор
Марракеш: театр на площади небытия.
Марракеш...Слышите, как смачно звучит это слово? Сколько в нем энергии, загадочности, мистики? А переводится оно как "красный". Город - настоящее пиршество охры, которая заливает и крепостные стены, и дома. Название его дало имя всей стране. Ведь "Марокко" - это искаженное арабское "марракуш".
Статья:
Сайт: Путешествия@Mail.Ru
![]() |
Сегодняшний Марракеш четко разделен на две части - Старый город (медина) и Новый, возведенный в конце XIX века, когда в прежних границах жить стало тесновато. Самобытность и старинный уклад здесь гармонично сочетаются с современностью и высокими технологиями. Но толпы туристов прежде всего притягивает медина - старейшая в Марокко и вторая по величине после медины в Фесе. Она окружена 19-километровой мощной глинобитной стеной высотой восемь - десять метров, в нее ведут 14 ворот. В 1987 году ЮНЕСКО внесло ее в Список Всемирного наследия и выделило деньги на реконструкцию шести тысяч находившихся в аварийном состоянии домов. Уникальность Старого города способствовала тому, что по количеству иностранных туристов Марракеш держит первое место в стране. Многие европейцы и американцы даже прилетают сюда на уик-энд.
Обманчивый блеск золотых шаров
Каждое утро Марракеш просыпается под завывания муэдзина, раздающиеся с 77-метровой высоты минарета мечети Кутубия. Башня, являющаяся сегодня визитной карточкой, символом города, видна практически из любой его точки и служит хорошим ориентиром для тех, кто заблудился. Мечеть вместе с минаретом была построена в XII веке и представляет собой простую глинобитную коробку (со сторонами 90 и 60 метров), почти лишенную декора, лишь кое-где стены украшают растительные и геометрические рельефы. Зато очень выигрышно на этом фоне смотрится квадратная в сечении башня, являющаяся одним из лучших образцов испано-мавританского стиля: большой строгий параллелепипед, увенчанный маленьким рельефным куполом, аркообразные окна, резьба по камню, поверху - горизонтальные пояса из бирюзовой майолики. Шпиль минарета украшают четыре золотых шара. По преданию, они были сделаны из драгоценностей жены султана Якуба аль-Мансура, которые ей пришлось отдать на богоугодное дело в знак своего раскаяния за грех, совершенный во время священного месяца Рамадана (всего лишь выпила стакан воды в неположенное время). Слух о золотых шарах разнесся далеко за пределы Марракеша, и нашлось немало охотников овладеть ими с помощью оружия или хитрости. На самом же деле, как недавно было установлено, шары не представляют большой ценности: они отлиты из позолоченной меди. Башня Кутубия так понравилась мавританским султанам, что послужила прототипом для двух других минаретов - башни Хасана в Рабате и башни Хиральда в Севилье. Вход внутрь мечети немусульманам запрещен. Самое большее, на что можно рассчитывать, - быстро заглянуть внутрь через открытые двери.
Площадь, которая не спит
Сердце Марракеша бьется на площади Джема-эль-Фна, что в переводе означает "собрание мертвых" или "площадь отрубленных голов". Такое название она получила в прежние времена, когда тут публично казнили воров и других преступников и вывешивали их головы на стенах, чтобы другим было неповадно. С точки зрения архитектуры площадь Джема-эль-Фна совершенно непримечательна, ее ценность в другом - это настоящий культурный феномен, здесь как на ладони разворачивается подлинная жизнь города, представлены традиции и ритуалы марокканцев.
Днем на огромной площади относительно спокойно: на подходе к Джема-эль-Фна путешественников поджидают запряженные парой лошадей двуколки, прячутся от палящего солнца под навесами немногочисленные торговцы. На тележках громоздятся ровные горки апельсинов - тут же по желанию клиента продавец выжмет из них сок. Предлагают свои услуги гадалки: оказывается, они предсказывают судьбу не только по руке, но и по ноге. Дам зазывают рисовальщицы хной, а неподалеку от них восседает на ковре старик знахарь. Перед ним разложены в мешочках какие-то снадобья: засушенные ящерицы и лягушки, сплющенные ежи и дикобразы, а это, объясняет наш гид, растертый рог носорога и корень мандрагоры. Молва утверждает, что местные лекари обладают секретами магии старых магрибских колдунов, поэтому относиться к ним нужно с уважением. На всякий случай.
Вот еще не менее колоритные персонажи: позвякивая колокольчиками, в красных костюмах и широкополых шляпах, напоминающих сомбреро, с гирляндой натертых до золотого блеска латунных чашек и кожаным бурдюком под мышкой прохаживаются два водоноса. Они не столько продают воду, сколько позируют за деньги туристам, с удовольствием их фотографирующих.
А сидящие под зонтиком заклинатели змей, видно, совсем заскучали. Никто ими не интересуется. Но стоило мне пройти мимо с камерой наперевес, как они оживляются: "Фото, фото". За съемку требуют десять дирхамов (1 евро). Мальчик достает из мешка дремлющую кобру, взбадривает ее щелчком по подбородку и начинает играть на дудочке. Рептилия пробуждается и начинает медленно покачиваться. После того как я запечатлел ее танец, заклинатель накидывает мне на плечи удава и предлагает свою помощь в съемке. Опять плати десять дирхамов. Вообще в Марокко сплошь и рядом каждый, кого ты фотографируешь, просит деньги. Так что запасайтесь мелочью.
Совершенно преображенной площадь предстает вечером, ближе к заходу солнца. Пробудившись после дневной полудремы, она вспыхивает десятками огней, бьет в барабаны, танцует, поет, источает фруктово-овощные и мясные ароматы. Джема-эль-Фна превращается в огромную театральную площадку, где одновременно разворачиваются сразу несколько действий. И все, что здесь происходит, предназначено отнюдь не для развлечения иностранцев (мы лишь гости на этом празднике), а для внутреннего пользования. Поэтому сюда после трудового дня приходят толпы местных жителей отдохнуть, поесть-попить, посмотреть представления. Зрители собираются кучками вокруг выступающих.
Вот развлекает людей рассказчик баек. Наверное, истории смешные, коль публика то и дело взрывается смехом. Мастер слова может и спеть песню, и показать фокус - в общем, и швец, и жнец, и на дуде игрец. Такое устное народное творчество здесь весьма популярно. По соседству соревнуются "рыбаки". С помощью удочки и петли они стараются подцепить выставленные прямо на площади бутылки кока-колы. Подцепил - бутылка твоя, не подцепил - проиграл деньги.
Рядом публика кучкуется вокруг музыкантов. Под звуки инструмента, напоминающего мандолину, барабанов и какой-то дудки лихо отплясывают танцоры. В центре еще одного круга девушка в прозрачных покрывалах весьма изящно "плетет руками" танец змеи. А вот демонстрирует свои таланты экзотическая группа негров гнауа - потомков рабов из Гвинеи. Под аккомпанемент гембри (лютня с длинным грифом и тремя струнами из жил), дудки гайта, барабана и металлических кастаньет кракеб они вертятся и прыгают, при этом быстро крутят головами в фесках с длинными кисточками, заставляя последние вращаться с бешеной скоростью. Зачастую танцоры входят в транс и падают в изнеможении. Молва утверждает, что гнауа обладают сверхъестественными способностями. В прежние времена они даже практиковали тайный культ задабривания духов, составной частью которого были именно пляски, переходящие в транс. Все это сильно смахивало на культ вуду. Существуют ли сегодня тайные ритуалы гнауа, неизвестно, а вот их танцы и музыка остались. Последняя даже приобрела мировую известность.
Все эти артисты, собирающие публику на площади Джема-эль-Фна, выступают не только ради собственного удовольствия. Они зарабатывают на жизнь и поэтому ждут от окружающих вознаграждения. Не поскупитесь, дайте им несколько дирхамов.
Но даже если вы заплатили, может случиться конфликт, как это произошло со мной. Как-то вечером на площади достаю из сумки камеру, чтобы сфотографировать группу танцоров. Тут же появляется человек и требует оплаты. Даю десять дирхамов, но едва успеваю пару раз щелкнуть затвором, как передо мной вырастает его спина. В чем дело? Я не понимаю и прошу мужчину отойти в сторону. Тут подходит второй марокканец и просит меня показать на экране камеры отснятые фото. Просмотрев их, начинает возмущенно вопить: "Май фэмили, май фэмили…" (наверное, вместе с танцорами в кадр попали члены его семьи) - и требует, чтобы я сделал "делит". Пытаюсь возражать, но человек продолжает настаивать на своем и в качестве дополнительного аргумента несколько раз повторяет: "Полис". Смекнув, что в чужой монастырь со своим уставом не ходят и надо уважать частное право марокканцев не светиться на чужих снимках, я соглашаюсь. Кадры удалены, конфликт исчерпан.
Трапеза под открытым небом
Тут же на площади с наступлением темноты под светом керосиновых ламп в клубах дыма колдуют над баками и кастрюлями люди в белых халатах. На лотках под разными номерами готовится на жаровнях вечерняя трапеза - вареные виноградные улитки, бульон из требухи, суп харира, кебаб, кефта, баклажаны, бараньи мозги. За длинными столами сидят отдыхающие после трудового дня марокканцы и туристы, с удовольствием уплетая за обе щеки поданную еду. Дешево, вкусно. Для первых это обычный ежедневный ритуал, для вторых - соприкосновение с экзотической кухней. Ну а если вы желаете отужинать или промочить горло в более комфортных условиях, зайдите в кафе или ресторан, которые во множестве разбросаны по периметру площади. Весьма популярно кафе De France с тремя разноуровневыми террасами. Разместившись на верхней, можно пить-есть и наблюдать с высоты за тем, что происходит внизу. Особенно потрясающая картина открывается на закате, когда солнце прячется за башню Кутубия. Позже мне в голову пришла мысль: а что, если закрепить на террасе видеокамеру и непрерывно снимать в течение нескольких часов, - интересное, думаю, получится кино. Театральное действо длится на площади почти всю ночь, жизнь здесь замирает только под утро.
Суки Марракеша
Стоит сойти с площади Джема-эль-Фна в проулок, и ты уже в начале сука (восточное название базара), который протянулся на многие километры. Как он устроен, с первого раза разобраться невозможно. Для европейцев это запутанный лабиринт, из которого самостоятельно выбраться почти невозможно. И даже возвышающийся над городом минарет Кутубия не поможет, с сука его просто не видно. На базарах Марракеша всегда полутень: от палящего солнца торговые ряды прикрывают навесы из тростника. По обе стороны узких улочек раскинулись ряды товаров. Толчея неимоверная: туда-сюда снуют прохожие, торговцы толкают тележки с товаром, ведут под уздцы ослов, груженных кирпичами, кожей или другими тяжестями. Успевай только уворачиваться, не то отдавят ноги.
У каждого ремесла свой квартал. Где какой, порой можно определить по специфическому запаху. Квартал кож, специй или птиц чувствуешь за версту. Глаза разбегаются от разноцветья и многообразия товаров: тут ряды керамики - тарелки, вазы, таджины, там ряды кожи - куртки, сумки, бабуши (удобные тапочки из мягкого сафьяна, в которых местные жители и туристы с удов'
Многолюдно, тесно, шумно, экзотично, захватывающе интересно, но и небезопасно для кошелька. За туристами следят десятки вороватых глаз. Чуть зазевался, увлекся фотографированием, оставил сумку открытой или положил кошелек в легко доступный карман - и можно с ним распрощаться. Именно так у меня вытащили из кармана кошелек на фесском базаре. Вор воспользовался моей сосредоточенностью на фотосъемке.
Через несколько часов хождения по медине голова идет кругом и сознание точит единственное желание - поскорее выбраться из этого кошмарного места. Выбравшись, чувствуешь большое облегчение. Но уже на следующий день снова тянет на базар.
