Гана | Истории | Новости | Фотографии

На вес золота (из истории золотодобычи в Гане (Золотой Берег))

В лавочках Аккры среди многочисленных сувениров из дерева, кожи, слоновой кости иногда можно видеть миниатюрные бронзовые или латунные фигурки людей, животных, птиц. Продавцы называют их "голдуэйтс" и в лучшем случае сообщают, что подобные вещички использовались в старину как разновески для золотого песка… Слово производит неприятное впечатление современного "американизма", поскольку происходит от английских gold – золото и weight – гирька. Однако эти маленькие зверьки и человечки - старожилы страны, носившей некогда имя "Золотой берег"…


Статья: На вес золота (из истории золотодобычи в Гане (Золотой Берег))

Сайт: Worlds.ru

…Много лет назад по воле богов раскололась гора Босумтви, и из ее недр вышли первые ашанти. Они стали жить на земле, где боги рассеяли много золота. Это золото принадлежало ашанти, и, прежде всего – их королю Осею Туту. Король, сидевший под деревом кумнини, был глубоко потрясен, когда внезапно с неба ему на колени опустился золотой трон, а его врачеватель и предсказатель будущего Аконье объявил вождям всех племен, что Осей Туту избран богами быть королем королей, и что в золотом троне заключена "сунсум" - душа народа ашанти.

В мистической форме эти легенды отражают некоторые реальные исторические события. Действительно, во времена короля Осея Туту (1697-1731 годы) под его властью укрепилась федерация племен ашанти, и основой их богатства стали золотые месторождения и россыпи. Но блеск ашантийского золота уже манил к себе всех любителей легкой наживы, и в прибрежных водах Золотого Берега появились португальские, французские, английские, датские, прусские корабли. В XVI веке золото, вывозимое оттуда, составляло уже около 35% мировой добычи. Вот что сообщают об этом, например, португальские хроники: "Фернао Гомес был так настойчив и удачлив, что вскоре его люди открыли источник золота в месте, которое сейчас зовем Эльмина… торговля очень возросла, и ежегодно в Португалию вывозится до ста семидесяти тысяч дублонов хорошего золота".

Искусство обработки золота в Африке было хорошо развито еще до появления европейцев и неизменно вызывало их удивление. Французский купец, посетивший Золотой Берег в XVII веке, пишет: "Золотых дел мастера в состоянии делать большое количество мелких предметов и украшений из золота, декоративные пуговицы, гладкие, или филигранной работы, гладкие кольца или браслеты в виде цепочек, украшения для оружия, много других оригинальных предметов… я очень часто любовался тем, как мастерски изготовлены предметы из литого золота или отделаны филигранью – они очень точно передавали форму морских ракушек, а также всяких моллюсков…"

Золото в земле было основным эквивалентом рыночной стоимости любого товара. Осталось любопытное свидетельство еще одного путешественника, на этот раз - английского: "Мои покупатели перешли к оплате и буквально начали засыпать золотым песком. От Ассини до Вольты и по всей земле Ашанти золотой песок ходит как деньги, за него можно купить даже связку бананов, и это я видел сам: несколько крупиц золота кладут на лезвие ножа и затем ссыпают в матерчатый мешочек. Взвешивают золото при помощи маленьких красных ягод, а иногда с помощью местных разновесков, которые имеют форму насекомых и птиц" Но почему же эти разновески, голдуэйтсы, не были, выражаясь современным языком, стандартизированы? К чему такое разнообразие форм? В том-то и дело, что для ашанти каждый голдуэйтс был не менее точен, чем для нас гирька с цифровым клеймом.

Европейская система расчетов была основана на непонятных для африканцев ценностях: за свои товары европейцы стремились брать чистое золото, а за местные товары предлагали монеты из низкопробного металла. Ценность медных монет для местных жителей была непонятна вообще. Вполне естественно, что африканцы попросту отказывались принимать европейские деньги. В тех же редких случаях, когда эти монеты попадали в руки ашанти, они быстро превращались в различные украшения.
Традиционная же система расчетов при помощи разновесков была понятна каждому африканцу, хотя и довольно сложна для постороннего. Одни племена, например, платили дань за проход через чужую территорию. В период войны племена-союзники вносили определенные суммы на общие расходы.
Различные пожертвования были приняты по самым разным случаям, будь то религиозный или светский праздник, смерть вождя, избрание нового. Взимались штрафы за нарушение норм морали, жульничество в торговле, грабеж, убийство, особые суммы были предусмотрены для выкупа военнопленных, рабов… И всегда расчет производился золотым песком, а мерой для каждого отдельного случая служил отдельный разновесок.


Вот, например, лодка. "Чтобы плыть в лодке, грести нужно с двух сторон", иными словами – "в единстве - сила". Должно быть, этот разновесок определяет сумму взноса на совместное мероприятие? Человек держит в руках калебас – "Дождь прошел, а он пошел собирать воду". Наверное, этим разновеском определяется пени за просроченный долг? Человек с трубкой во рту и бочонком на голове – "Если уж несешь порох, не кури".
Быть может, это означает: "Уплати, если хочешь спокойно ж'
'ить и заниматься своим делом"? …Фигурка сидящего человека, перед ним – камни. Смысл сценки: "Не бросай камни в того, кто сможет быстро к ним дотянуться". А вот петух. Пословица говорит: "Петух, перестань делать столько шума. Твоя мать – всего лишь яйцо". Человек со связкой дров на голове – это иллюстрация к пословице "Пока есть голова – не избежать носить на ней груз". О чем это, о каких случаях платы и пожертвований? Ашанти словно бы одушевляли золотой песок. Одинаковый, проходя через "голдуэйтсы", он принимал живое обличье. Разновески начинали говорить языком пословиц, напоминая, для какого дела нужна та мера "всеобщего эквивалента", которой они соответствуют, но европейцы, в свою очередь, далеко не всегда понимали "полета ассоциаций", и требовали цифровой точности в расчетах... Однако, поэтичный аргумент, приведенный некогда одним из ашанти при торговом споре с европейцем, способен тронуть даже прагматичную европейскую натуру: "В ваших деньгах, которыми вы меряете золото, нет души"…


Вам так же может быть интересно:


\n