[an error occurred while processing this directive]
Эфиопия | Истории | Новости | Фотографии | Юмор | Анекдоты
Каменное диво Лалибелы
Эфиопия... Пожалуй, трудно найти страну, которой был бы преподнесен такой букет восторженных, но вполне заслуженных эпитетов.
Статья: Каменное диво Лалибелы
Сайт: Worlds.ru
[an error occurred while processing this directive]
|
|
"Каким языком можем мы изложить построение сих церквей?.. Видящий их не насытится, созерцая, и удивлению сердца не может быть конца... Если есть исчисливший звезды небесные, пусть он исчислит чудеса, сотворенные рукою Лалибелы". (Житие царя Лалибелы)
'Земля царицы Савской' - это о легендарном прошлом Эфиопского государства, его седой старине, дожившей и до нашего времени.
'Страна обожженных солнцем' - это о трудолюбивых, отважных жителях Эфиопии.
'Африканская Швейцария', 'Водяной замок Африки', 'Страна чудес' - это опять же о ней, колоссальной 'копилке' почти всех природных зон нашей планеты, о ней - сокровищнице многих чудес человеческого гения и труда. Одно из этих чудес - Лалибела.
Страна 'блуждающих столиц'
Средневековая Эфиопия была страной 'блуждающих столиц'. В конце XII века центр экономической, политической и культурной жизни страны окончательно переместился из древнего могучего Аксума к югу, в запутанные лабиринты суровых гор и тесных ущелий. В самой сердцевине этого лабиринта ничем не примечательное дотоле селение Роха было избрано негусом Лалибелой столицей всех его владений.
...История, возможно, незаметно поглотила бы имя Лалибелы, исступленного фанатика христианства, полуцаря-полумонаха, если бы с годами его правления (1181-1221) не было связано сооружение уникальнейших памятников не только эфиопского, но и мирового средневекового зодчества - высеченных из единой скалы церквей, гротов и соединяющих их длинных, в несколько сот метров, подземных ходов. Зодчий одиннадцати знаменитых храмов в Лалибеле не известен.
Эфиопская церковь, естественно, приписывает авторство самому Лалибеле, получившему за свои деяния во славу господа бога имя Габре Маскаль ('Слуга креста'). Он был даже причислен к лику святых. Фреска с изображением 'Слуги креста' в церкви Бета Аба Либанос уже не раз 'освежалась' художниками-монахами: семь столетий - не семь лет. Понимая, что грядущим поколениям трудно будет поверить в индивидуальное творчество Лалибелы, церковники приписали к нему в помощники в качестве проектировщиков, геодезистов и разнорабочих целые 'бригады'... ангелов.
Но через каменную прохладу стен и колонн почти осязаемо проступает тепло - тепло не пухлых ангельских ручонок, а смуглых, крепких, ловких рук сотен безвестных мастеров, пришедших сюда со всех концов эфиопской земли. В тишине храмов слышится их нелегкое дыхание, дробный o перестук кирки о скальную твердь; через мертвенный лик 'святого' Лалибелы явственно проступают другие лица, усыпанные капельками пота и каменной крошкой.
Далекое прошлое становится осязаемым. Но для этого надо побывать в Лалибеле.
Дело это непростое. От небольшого городка Уальдия, что на шоссе Аддис-Абеба - Асмара, до селения Лалибела - около сотни километров, но редкие пока еще машины с иностранными туристами одолевают их за двое-трое суток, а пешие паломники - за добрую неделю.
...В самой Лалибеле очень тихо, очень покойно. Еле слышные всплески воды в овраге, пробитом 'священным' ручьем Иорданом, шелест ветра в листве деревьев, мягкое пришлепывание босых монашеских ног в мрачноватых гулких коридорах церковного городка - других звуков у стен храмов не услышишь.
'Послушайте, возлюбленные, я поведаю вам, как произошло исхождение сих церквей из недр земли и как создание их было без дерева и глины, без веревок, без крыши и балок...'
Как же произошло это удивительное 'исхождение'? Когда попадаешь в этот скальный город, когда меряешь шагами его 'помещения', то поеживаясь от мрака и тесноты уличек-ущелий, то щурясь от ярких лучей эфиопского солнца, щедрого на тепло даже здесь, на высоте двух с половиной километров над уровнем моря, - вопрос этот неотступно преследует тебя.
Снизу, с дороги, храмы просто не видны. Чтобы разглядеть весь городок, нужно не полениться и вскарабкаться по склону горы наверх. Церкви как бы выкопаны из толщи камня. Сначала в необычайно плотном песчанике вырубались громадные отвесные траншеи, до двенадцати и более метров глубиной, которые опоясывали гигантские монолитные прямоугольные глыбы - 'заготовки' для будущих храмов. Затем в глыбах выдалбливались 'внутренности' - рождались колонны, капители, барельефы, скульптуры, позже прорезались окна - и все из единого тела скалы, без грамма цементирующего раствора! Шлифовка, роспись стен, богатая церковная утварь венчали дело.
...Сразу замечаешь - среди одиннадцати храмов нет и двух сколько-нибудь похожих - церкви эти 'не с одной раскраской и не с одним устроением'. Две компактные группы по пять церквей расположены на разных уровнях и соединены подземными, точнее 'подскальными', ходами. Если вам повезет, если вы увидите сверху куда-то спешащего монаха, который, согнувшись, ловко ныряет в черную дыру узкого тоннеля в 'верхнем городке' и появляется снова на свет божий уже в 250-300 метрах от него, в 'нижнем городке', - тогда вы сможете по достоинству оценить поразительную длину этих ходов.
Лишь церковь св. Георгия - отшельница. В плане это крест размером 12,5 на 12 метров. Высота - вернее, глубина церкви - около 12 метров. От скалы, из которой она родилась, церковь отделена траншеями шириной в 10 метров.
Самое крупное сооружение - Бета Медане Алем ('храм Спасителя'). Двадцать восемь массивных колонн, венчаемых строгими капителями, - единственное украшение, но именно эта аскетическая простота придает интерьерам 'Спасителя' необычайную выразительность.
Из Бета Медане Алем через небольшой проход, пробитый в стене-скале, можно попасть в обширный двор церкви Бета Мариам ('девы Марии'). Впрочем, 'двор' - слово не совсем точное. Это котлован объемом около 8 тысяч кубометров, выбитый в крепчайшей скале. Здесь обычно собираются священники, псаломщики, монахи, ученики церковных школ и паломники. Бета Мариам высекалась первой. Ее интерьеры отличаются обилием орнаментов, барельефов, скульптур, тонкой отделкой всех деталей. Необычны окна, вырезанные в форме крестов всех видов.
...Почти четверть столетия сотни эфиопских умельцев, 'достигших п'[an error occurred while processing this directive]'олноты премудрости', создавали каменное диво Эфиопии. Простой киркой вырублены, вытесаны с величайшей точностью и мастерством десятки тысяч кубометров твердейших пород. И как вытесаны! 'Ни серебряных дел мастер, ни скульптор восковых фигур не могли бы сделась лучше', - утверждали очевидцы. В Лалибеле ошибка не допускалась - один лишний или слишком грубый удар по скале мог свести на нет многолетник труд сотен людей.
Мрачные могучие можжевельники да неласковые взгляды монахов охраняют вековую глушь и тишину этих мест, поразительное необыкновение одиннадцати церквей Лалибелы. В последнее время средневековое оцепенение бывшей столицы 'Слуги креста' все чаще нарушается. Лалибелой интересуются археологи и реставраторы.
Рассеивается туман таинственности, загадок и непререкаемых табу, усиленно нагнетаемый вокруг Лалибелы в течение семи с половиной веков эфиопскими церковниками, европейскими миссионерами и путешественниками, фанатиками-паломниками.
Фреска с изображением «Слуги креста» в церкви Бета Аба Либанос
Селение Лалибела
Церковь св. Георгия
Бета Медане Алем («храм Спасителя»)
Бета Мариам
Вам так же может быть интересно:
[an error occurred while processing this directive]\n[an error occurred while processing this directive]