Остров мечты или испытание? Как снимали кино на краю света

На крошечном вулканическом острове Тристан-да-Кунья в южной Атлантике живут всего 235 человек. Это самое удалённое от цивилизации обитаемое место на планете. Сможет ли их сообщество принять ещё одного человека? Этот вопрос лежит в основе нового фильма «Тристан навсегда», который представили в программе «Панорама Документа» Берлинале.
Режиссёр Тобиас Нёлле и его соавтор, врач Лоран Боннардо, сняли историю о том, как доктор решает круто изменить жизнь и переехать на затерянный остров. Но чтобы остаться навсегда, ему нужно пройти годичный испытательный срок и получить одобрение местного совета.
«Лоран открыл для себя этот остров в 23 года и с тех пор был с ним в особых, почти личных отношениях, — объяснил Нёлле на встрече со зрителями. — А теперь он решил стать его частью. С этого всё и началось».
Фильм балансирует на грани документалистики и вымысла. Боннардо пытается влиться в жизнь островитян: работает в местном магазинчике, похожем на единственный в округе мини-маркет, и у него завязываются романтические отношения с местной жительницей. Картина сознательно оставляет зрителя в неведении — где здесь реальность, а где плод воображения героя, одержимого утопической идеей.
«Мне было важно передать это ощущение, — говорит режиссёр. — Даже сам Лоран иногда сомневался, существует ли это место на самом деле или это лишь игра его разума. И если мы найдём эту грань между реальным и воображаемым, то сможем передать подлинное чувство острова».
В ленту вплетена и историческая хроника — чёрно-белые кадры 1961 года, когда извержение вулкана вынудило всех жителей эвакуироваться в Великобританию. Но через два года островитяне, получив все блага цивилизации, предпочли вернуться обратно, «на край света».
Сегодня на Тристан-да-Кунья есть некоторые современные удобства, но жизнь там иная. Нет сотовой связи, интернет работает лишь по вечерам. «Это невероятно освобождает, — делится впечатлениями Нёлле. — Звучит как бегство от реальности, но там по-настоящему ощущаешь, что ты вдали от всего. Сначала непривычно — нельзя отправить сообщение домой. А потом понимаешь, как легко обходиться без телефона».
Сам режиссёр, впрочем, не готов последовать примеру своего героя. «Я обожал быть там, но через какое-то время начал скучать по континенту. Там нет ни ресторана, ни кинотеатра. Но я прекрасно понимаю, почему местные жители остаются. Если бы я родился там, я бы с радостью остался. Главное, что есть на острове — это солидарность, которая для них важнее процветания. Они заботятся друг о друге. Деньги здесь не имеют такого значения. Это трогает до глубины души — я не видел больше такого нигде».
Премьера в Берлине стала для Нёлле особенно тёплой — теперь он живёт в этом городе. «Берлинале — прекрасный фестиваль, который не зацикливается на ярлыках. Им не важно, документальное это кино, гибрид или что-то ещё. А я как раз не мыслю такими категориями. Так что для нашей картины это идеальная площадка».