Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави

10.07.2012
6356

История строительства

Современный мавзолей был построен на месте погребения суфийского поэта Ходжа Ахмед Ясави имевшего большой авторитет среди мусульман региона и оказавшего значительное влияние на ислам в Средней Азии. Он умер в 1166 (67) и был похоронен с большой честью в маленьком мавзолее, который впоследствии стал местом массового паломничества для мусульман всего мира. Мавзолей Ходжа Ахмеда Яссави.

Ныне существующий мавзолей был возведен спустя 233 года после его смерти по приказу Тамерлана.

В многочисленных сражениях Тамерлан разрушил Золотую Орду и поджег её столицу город Сарай-Берке. В честь этой победы полководец решил построить новый, грандиозный мемориальный комплекс на месте старого мавзолея Ходжи Ахмеди Ясави, который к тому времени стал очень ветхим. В этом решении Тамерлан руководствовался как религиозными убеждениями так и политическими целями. Возводя мавзолей на могиле уважаемого человека он утверждал свою власть и укреплял свой авторитет среди кочевников степи. Некоторые историки считают, что Тамерлан сам принял личное участие в составлении проекта для будущего мавзолея и давал инструкции его строителям.
Тамерлан сам определил основные размеры здания, в частности, диаметр большого купола должен был равняться 30 гязам (единица меры длины, равная 60,6 см). Этим модулем (гязом) определялись размеры всех остальных частей сооружения. В указе тамерлана содержались также рекомендации относительно некоторых декоративных деталей здания и его внутреннего убранства.

В 1385 году по приказу Тамералана на месте его могилы было заложено ханака (монастырь) суфиев, последователей Ясави, но завершение стройки прекратилось сразу после его смерти в 1405 году. После смерти Тамерлана недостроенным остался лишь входной портал.
Позже после завоевания Туркестана Бухарскими ханами, входной портал был надстроен, после вхождения Туркестана в состав Кокандского ханства на входном портале были надстроены зубчатые бойницы.

При сооружении этого здания персидские зодчие применяли ряд новаторских архитектурных и строительных решений, которые были использованы также при возведении Самарканда, столицы империи Тимуридов. Сегодня мавзолей является одним из самых значительных и хорошо сохранившихся сооружений той эпохи.

Особенности мавзолейного комплекса
Мемориальный комплекс Азрет-султан помимо самого мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави включает в себя множества других сооружений построенных рядом с ним в разные годы, а именно средневековую баню (монша), хильвет (келья) где жил Ясави после исполнения ему 63 лет, мавзолей правнучки Тамерлана и дочери астронома Улугбека Рабии — Султан Бегим, мавзолей казахского хана Есима, шильдехана и другие памятники старины, среди которых чудом сохранившийся подземный дом для размышлений Кумшик-ата. В целом весь комплекс объектов иногда именуется как историко-культурная резервация.

Мавзолей Ясави состоит из огромного, прямоугольного здания (46,5x65,5 метров) с порталами и куполами. Высота арочного портала 37,5 метров, высота главного купола 44 метра, диаметр 22 метра. Толщина внешних стен — почти 2 метра, стены центрального зала — 3 метра толщиной. Здание имеет огромный входной портал и множество куполов. Вокруг центрального зала расположено более чем 35 помещений. Дверь усыпальницы украшена прекрасной резьбой по слоновой кости и дереву.

Мавзолей имеет один из самых больших кирпичных куполов в Центральной Азии. Купол для тюрков был символом единства и гостеприимства. Именно поэтому было уделено особое внимание размеру и внешности купола.

Комплекс дворцов и храмов является одним из самых больших, возведённых в эпоху Тимуридов. Над входом в здание хорошо сохранилась надпись которая гласит: «Это святое место сооружено по велению властелина, любимого аллахом, Эмира Тимура гурагана… — да продлит аллах его повеления на века!»

Надгробный камень святого был привезен из Тебриза.

По своим масштабам мавзолей Ахмеда Ясави равен мечети Биби-Ханым в Самарканде (Узбекистан).

Помещения мавзолея
Мавзолей состоит из восьми помещений различного характера, которые группируются вокруг центрального, самого большого в комплексе зала — казандыка. Это мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, мечеть, дворцовые залы — большой и малый аксараи, библиотека (китабхана) и хозяйственный комплекс, в который входят колодезная (кудукхана), кухня (асхана), жилые помещения (худжры) и другие.

Казандык

Казандык — помещение для Тай казана. Это парадное помещение комплекса, квадратное в плане со сторонами, равными 18,2 м, покрыто самым крупным из сохранившихся в Средней Азии сфероконическим куполом с одинарной оболочкой. По осям стен казандыка устроены высокие стрельчатые ниши, декорированные ганчевыми сталактитами. Пропорции помещения, его высота (39 м), белизна стен в тусклом освещении создают атмосферу покоя, благоговения и торжественности.

Кабырхана
Кабырхана — усыпальница Ходжа Ахмеда Ясави. Это квадратное (7,5х7,5) купольное помещение, с неглубокими, но широкими, в половину длины каждой стены, арочными нишами. В центре помещения надгробие (3,25х2х2,2 м), облицованное бледно-зелёным орнаментом. Паломники, как правило, сюда не допускались. Они совершали молитву у входа в Кабырхану.

Малая мечеть

Малая мечеть (место для молитв) — одно из самых интересных помещений комплекса по конструкции и декору. Крестообразное в плане, оно увенчано совершенно необыкновенным куполом, будто вырезанным из перламутра и установленным на сравнительно высоком барабане, в котором имеются световые проемы.

Малый и большой Аксарай

Аксараи, большой и малый, представляют собой двусветные залы. В XVI—XVIII веках, когда в городе Туркестане находилась резиденция казахских ханов Старшего и Среднего жузов, они использовались как дворцовые помещения.

Малый Аксарай — помещение, где на протяжении шестисот лет хоронили самых уважаемых людей. Всего здесь 43 надгробных камня. Самое старое захоронение 1431 года, самое последнее — 1917 года.

Большой Аксарай — это уникальное дворцовое помещение первоначально предназначалось для сбора дервишей, собраний религиозных общин. В зале проводились дипломатические приёмы, военные переговоры, собрания феодальной знати. Здесь находятся ханское кресло и скипетр.

На входе в помещение Большого Аксарая можно увидеть надгробный камень известного казахского правителя Абылай хана, умершего в 1781 году.

Китапхана

Катапхана (библиотека) примыкает к казандыку с запада, как бы уравновешивая в плане примыкающий с востока малый аксарай. В этом зале размещалась библиотека древних рукописных книг, печатных изданий. Также здесь переписывались книги и велось делопроизводство.
Асхана

Асхана (кухня), название зала связано с приготовлением особого ритуального кушанья для паломников. Еда готовилась в течение суток, готовили еду из пшеницы и баранины. Тут сохранились старинные печи, котёл, деревянная посуда.

Кудукхана

Кудукхана (колодезная). Это помещение получило своё название от колодца (кудук), который здесь находится. По одной версии предполагается, что колодец был вырыт во время строительства комплекса, чтобы обеспечить строителей водой; по другой версии: колодец был вырыт во время сопротивления городского населения джунгарам, вторгшимся в пределы Казахского ханства в XVIII в. Воду из этого колодца считали священной, ею наполняли Тай казан и раздавали паломникам в дни мусульманских праздников.

Реликвии
Одной из главных достопремичательностей этого мавзолея является — Тай Казан самая большая по всему восточному мусульманскому миру — чаша для воды. Она была по преданиям, отлита из сплава семи редких благородных металлов в селе Карнак, в 25 километрах от города Туркестана. Поверхность тайказана украшена тремя поясами рельефных надписей на фоне растительного орнамента. Верхняя гласит, что этот казан для воды — дар Тимура сооружению, воздвигнутому в память о Ходже Ахмеде Ясави. В средней слова: «Будь благословен», год изготовления казана — 1399 и имя мастера — Абдульгазиз ибн Шарафутдин из Тебриза. В нижней сказано: «Царство аллаху». Ручки котла имеют вид цветков лотоса и чередуются с круглыми выступами. С 1934 года эта чаша экспонироваль в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург, Россия) в Государственном Эрмитаже. В 1988 году усилиями казахстанского правительства Тай казан был возвращен в мавзолей.
В помещении казандык установлены светильники, некоторые из них до сих пор хранятся здесь, а два из них хранятся в Лувре и Эрмитаже. Среди них наибольшую художественную ценность представляет монументальный бронзовый светильник — также дар Тимура. Он украшен растительной орнаментацией, гравированными надписями и инкрустацией серебром и золотом. Надписи сообщают имя мастера — Изуддин ибн Таджундин и год изготовления — 1397.

Легенды связанные с мавзолеем
Как говорится в легенде, по распоряжению Тамерлана над могилой Ходжа Ахмеда Ясави началось строительство мечети (1338—1405). Все попытки возвести стены терпели неудачу, сильная буря сносила их, по другой версии появление зелёного быка который все разрушал. Явившийся во сне Тимуру святой сказал, что сначала нужно построить мавзолей над могилой святого Арыстан-Баба, а затем над могилой Ходжи Ахмеда Ясави. Что Тимур и сделал. Поэтому паломники первым посещают мавзолей Арыстан-Баба, а потом мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави.

Отзыв