Кёнеургенч

06.04.2012
4245

Кёнеургенч располагался вблизи старого русла Амударьи и был одним из крупных городов Великого шёлкового пути. Дата его основания неизвестна, но остатки старейшей крепости города «Кыркмолла» (туркм. Kyrkmolla — Сорок мулл) относят к античному периоду (5-2 вв. до н. э.). В X веке был столицей Ургенчского эмирата (Северного Хорезма) - первоначально владения бухарских наместников, а затем де-факто независимого государства, правитель которого Абу Аббас Мамун в 995 г. завоевал и Южный Хорезм, после чего перенёс столицу в Кят. XII и начало XIII в. были периодом расцвета Ургенча, превосходившего по численности населения и известности все города Средней Азии, кроме Бухары. С возвышением новой хорезмской династии Ануштегинидов возвращает столичный статус и при Алауддине Мухаммаде оказывается центром огромной империи на территории Средней Азии и Среднего Востока. В 1221 г. Чингисхан подверг его значительному разрушению. Погибли сотни тысяч человек.

После похода Чингисхана Ургенч был включен в состав улуса Джучи, а затем в 1359 году стал независимым в системе золотоордынского ханства. Особую роль в его развитии в первой половине XIV в. сыграли местный правитель Кутлуг-Тимур (туркм. Kutlug Timur — святой Тимур) и его жена Тюрабек-ханым.

Очередное разрушение города в 1388 году в ходе завоевательных походов Тамерлана в XVI веке неожиданное изменение направление русла Амударьи на север вынудило его жителей покинуть это место навсегда. В 16 в. в 190 км к юго-востоку ими был основан одноименный город — ныне административный центр Хорезмской области Узбекистана, после чего Ургенч приобрел название «Старый Ургенч».
Первые археологические раскопки в старом городе были проведены Александром Якубовским в 1929 году К этому времени большинство памятников Кёнеургенча были полностью или частично разрушены. Древнейшим сооружением является крепость «Кыркмолла», на месте которой в 11 в. была построена т. н. «Академия» султана Мамуна ибн-Мамуна, где обучались энциклопедист Абу Рейхан аль-Бируни (973—1048) и естествоиспытатель, врач и философ Абу Али ибн-Сина, известный на Западе как Авиценна (980—1037). По народной легенде, во время нашествия Чингисхана в этом здании спряталось сорок мулл и в результате их молитв оно перевернулось вверх дном.

В настоящее время на территории города расположены три небольших мавзолея XII в. и более совершенный мавзолей Тюрабек-ханым 14-го в., который был почти полностью восстановлен в 1990-е гг. Наиболее известным мавзолеем «Старого Ургенча», прежде всего среди исламских паломников, является мавзолей Наджм ад-дин ал-Кубра (араб. — «Звезда религии») — суфийского подвижника XIII в., который считается основоположником суфизма в Хорезме.

Главная достопримечательность Куняургенча — 60-метровый минарет Кутлуг-Тимура, построенный в середине XIV в. В настоящее время это самый высокий кирпичным минарет в Средней Азии. Следует также отметить самый старый из уцелевших памятников — мавзолей хорезмшаха Иль-Арслана (1157—1172), который увенчан 12-гранным коническим куполом, облицованным глазурованным кирпичом.

К северу от города находится обширный средневековый некрополь «360 святых». По одной народной легенде, в нем находятся тела 360 исламских святых, в основном учеников пророка Мухаммеда, которых он послал во все концы света для проповедования ислама и велел вернуться обратно в Ургенч. По другой легенде, эти тела принадлежат исламским святым, принявшим мученическую смерть во время разрушения города войсками Чингисхана.

В древнем городе находится ряд памятников, относящихся в основном к периоду ХI-ХVI вв., включая мечеть, ворота караван-сарая, крепости, мавзолеи и минарет. Они свидетельствуют о выдающихся достижениях в архитектуре и ремеслах, влияние которых проявилось в Иране и Афганистане, а позднее, в ХVI в. – и в архитектуре империи Великих Моголов в Индии.

Куня-Ургенч располагается на земле древнего Хорезма, в 480 км к северу от Ашхабада.
Город Куня-Ургенч упоминается в священной книге зороастрийцев - Авесте под названием "Урва", "Урга". В кангюйский период город известен под названием "Хангирд", "Хаджирд". Древняя столица Северного Хорезма, упоминавшаяся в китайских источниках уже в I в. н. э., в середине VIII века попадает под власть арабов. После арбской экспансии получает название Гургандж. В X веке на правобережье Амударьи правили наместники Саманидов, постепенно отмежевавшиеся от сюзеренов. Так возникло северохорезмское государство Ургенчский эмират, столицей которого и являлся этот город. В саманидской империи он уступал по величине лишь Бухаре. В 995 г. эмир Мамун ибн-Мухаммад победил Южный Хорезм, убив последнего афригида Абу-Абдаллаха Мухаммада. Объединив под своей властью весь регион, он стал править из южнохорезмской столицы Кята. В 1017 г. Хорезм был завоёвано Махмудом Газневи, а с возрождением государственности при Ануштегинидах Гургандж вновь становится столицей. В начале XIII в. при хорезмшахе Мухаммеде II он оказывается центром огромной империи, раскинувшейся на Среднем Востоке и в Средней Азии. Крупный культурный и торговый центр средневековья, он давал приют Авиценне (Абу-Сине), Аль-Беруни, Ибн-Баттута и другим известным мыслителям того времени.

На этой древней земле жили и творили великие Авиценна, Аль-Беруни, Ибн-Баттута. В 1221 г город, носивший название "сердце ислама", Куня-Ургенч восстал против жестокого Чингизхана и был разрушен монголами. Быстро восстановив свое могущество после поражения, Куня-Ургенч в 1388 году снова разрушается монгольскими войсками, на сей раз это делает Тимур, который считает город не много ни мало конкурентом Самарканду. Быстро восстановив свое могущество после поражения, Куня-Ургенч в 1388 году снова разрушается монгольскими войсками.

В 1646 году после построения на территории Узбекистана нового города Ургенч старый Ургенч стал называться Кенеургенч. После этого на долгие годы Ургенч попадает в забвение, пока в 1831 году, при строительстве оросительного канала Хан-Яб, сюда снова не приходят люди. Поэтому многие великие памятники Куня-Ургенча дошли до наших дней в сильно разрушенном состоянии.

Главными достопримечательностями Куня-Ургенч считаются: мавзолей основателя суфийской секты "кубра" Наджиметдина Кубры (XII-XIII вв.), мавзолей монгольской принцессы Торебег-Ханым (Турабекханум, XII-XIV вв.), минарет Мамуна (X-XI вв. н. э.), минарет Кутлуг-Тимур (XII-XIV вв, самый высокий минарет в Средней Азии - его высота в наши дни составляет 67 м), мавзолей Кыркмолла (II в до н. э. - III в н. э.), медресеибн-Хаджыба (XIV-XVI вв.), мавзолей Арслан II (самое старое здание в городе - дата его закладки ориентировочно оценивается XI веком), мавзолей Фахр ад-Дин Рази (XIII в), мавзолей Азизан Аль-Раматани (XIII-XIV вв.), мавзолей Сейд Ахмеда (XII-XIV вв.), мавзолей Пирярвели (XIV-XVII вв.), мавзолей Гулигердан (XII в.), мавзолей Хорезимбаг (XIII-XVIII вв.), мавзолей Дашгала (XIV-XVI вв.), мавзолей Маткарим-Ишан (XIX-XX вв.), мавзолей Султан Али (1580 г), мавзолей Текеш-Хорезмшах (XIII в) с минаретом XIV в, мавзолей Дашмеджет (1903-1908 гг.) крепость Ак-Кала (Акгала, I-XIII вв.).

Архитектурные шедевры Кенеургенча внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Отзыв