Название города произошло от персидского — населённый, благоустроенный.
С момента основания в 1881 году и до 1919 года город назывался Асхабад, в 1919—1927 годах — Полторацк в честь революционного деятеля П. Г. Полторацкого, с 1927 года — Ашхабад.
После провозглашения независимости Туркменистаном 27 октября 1991 года, был переименован ряд названий населённых пунктов. В связи с этим в русскоязычных СМИ Туркмении, в том числе электронных, город именовался Ашгабат, так как именно эта форма более всего соответствует оригинальному туркменскому названию.
В настоящее время в законодательных актах Туркменистана (в их текстах на русском языке), в официальных средствах массовой информации, на официальных сайтах столица Туркменистана именуется Ашхабад.
Население
Туркмены составляют более 3/4 населения (77 %). В городе также проживают русские, узбеки, азербайджанцы, турки, армяне, персы, украинцы, казахи, татары, всего более 100 национальностей.
История
Город Асхабад был основан на месте туркменского поселения в 1881 году как приграничное военное укрепление и административный центр Закаспийской области, управлялся военной администрацией. Состоял из множества глиняных домиков с фруктовыми садами, расположенных на прямых спроектированных улицах. Долгое время был одноэтажным, так как после нескольких землетрясений запретили строить выше. Население города в начале века было невелико, так в 1901 году оно составляло 36,5 тысяч человек, из них 11,2 тысяч персов, 10,7 тысяч русских, 14,6 тысяч армян, азербайджанцев и прочих национальностей. Туркмены обитали вне города в своих кочевьях.
С 1881 по 1918 год город являлся административным центром Закаспийской области, с 1918 по 1925 гг. административный центр Туркменской области.
В феврале 1925 года Ашхабад (в это время носивший название Полторацк в честь большевика Полторацкого) получил официальный статус столицы Туркменской ССР.
6 октября 1948 года в Ашхабаде произошло катастрофическое землетрясение, которое считается одним из самых разрушительных землетрясений — сила в эпицентральной области составила 9-10 баллов, магнитуда землетрясения М = 7,3. В результате землетрясения в Ашхабаде было разрушено 90-98 % всех строений. По разным оценкам погибло от 1/2 до 2/3 населения города (то есть от 60 до 110 тысяч человек, так как сведения о числе жителей неточны). В настоящее время в Туркменистане считают, что землетрясение унесло жизни 176 тысяч туркмен . Большое количество жертв было связано со временем землетрясения и особенностями архитектуры (большое количество зданий с плоскими крышами). Для борьбы с последствиями землетрясения, осуществления поисково-спасательных работ и похорон жертв в город были переведены 4 дивизии.
В 1962 году Каракумский канал был доведён до Ашхабада, что позволило решить проблему хронического недостатка воды в городе.
В 2008 году в Ашхабаде было вооруженное выступление боевиков, вошедшее в историю, как Ашхабадский мятеж. Вооруженное выступление в городе, происходило 10 — 14 сентября 2008 года. По официальным сведениям, боевики были связаны с незаконным оборотом наркотиков]. Для подавления мятежников, засевших в столичном районе Хитровка, власти применили тяжелую бронетехнику. Со стороны правоохранительных органов погибло не менее девяти человек.
Административно-территориальное деление
Ашхабад делится на 5 этрапов: Азатлыкский, Копетдагский, имени Президента С. А. Ниязова, Чандыбильский и Арчабильский. В состав Арчабильского этрапа также входит посёлок Арчабиль (бывшая Фирюза) без образования собственных органов самоуправления.
География
Ашхабад расположен на юге Туркмении, в 25 км к северу от границы с Ираном на Туранской низменности.
Город находится в Ахалском оазисе на Прикопетдагской предгорной равнине. С юга — горы Копетдаг, с севера — пустыня Каракумы. Высота над уровнем моря — 214—240 м. В 1962 году к городу подведён Каракумский канал.
Климат
Климат Ашхабада субтропический внутриконтинентальный, с мягкой, но для такой широты относительно холодной зимой и исключительно жарким летом. Ашхабад — один из самых жарких городов мира, летом возможна температура выше +45 °C. Осадков выпадает 199 мм в год, летом осадков практически не бывает. Зима непродолжительная, но при сильных вторжениях арктического воздуха с севера иногда бывают морозы ниже −10 °C. Постоянный снежный покров образуется только в суровые зимы.
Период Российской империи
Во времена Российской империи Ашхабад был городом с прямоугольной сетью улиц в сочетании с радиальной, в нём преобладали сырцовые дома с плоскими крышами.
Экономика
Экономика Ашхабада главным образом представлена промышленностью, финансовыми структурами и широкой торговой сетью. Суммарный внутренний валовый продукт Ашхабада в 2008 году, по некоторым оценкам, составил около 9 млрд долларов США.
В 5 км к северу от Ашхабада расположен знаменитый восточный базар «Джыгыллык» (Толкучка). Особой популярностью пользуется Торговый Центр Ýimpaş (Йимпаш).
Сотовая связь
В городе работает один оператор сотовой связи: Алтын Асыр — национальная компания, начавшая работать c 2007 года. С 2010 года имеется сеть «третьего поколения» (3G) с поддержкой технологии HSPA , на момент запуска сеть 3G охватывает центральные районы города Ашхабада, а также Международный аэропорт столицы. С 21 декабря 2010 года сотовая связь российского мобильного оператора компании МТС Туркменистан отключена на неопределённый период времени.
Транспорт
Общественный городской транспорт в настоящее время представлен троллейбусами и автобусами. Троллейбусное движение в городе открыто 19 октября 1964 года. В начале XX века эксплуатировалась узкоколейная железная дорога на паровой тяге, связывающая город с пригородом Фирюза (39 км к северо-востоку от центра города).
В 2008 году началось строительство кольцевой автомагистрали вокруг Ашхабада, целью которой является разгрузить транспортные потоки столицы и обеспечить новый, более удобный маршрут для транзитного транспорта.
Арчабильское шоссе
Проспект Нейтралитета
Ашхабадский Метрополитен
В 2008 году было заявлено о предстоящем строительстве метрополитена.
Аэропорты
На севере города расположен Международный аэропорт имени Сапармурата Туркменбаши, связывающий Ашхабад воздушным сообщением с крупными городами республики, странами СНГ и Европы. На территории бывшего старого аэропорта расположен автовокзал, откуда выполняются автобусные маршруты в города и районы страны.
Вокзал
Через город проходит железная дорога Туркменбаши (Красноводск) — Мары — Туркменабад (Чарджоу). В мае 2009 года закончена реконструкция железнодорожного вокзала.
21.01.2012
9780